Во к теме: Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
1) Что положено в основу этого произведения?
2) Расскажите об образах увертюры(две равноуважаемые семьи)
3) В какой форме написана увертюра?
4) От какого лица П. И. Чайковский ведет рассказ?
5) Во вступлении образ?..(чей?)
6) образы в экспозиции ?
7) О чем рассказывает слушателям последний раздел увертюры-кода?
Первая часть романса - светлые воспоминания от первой встречи с героиней - лирическая, певучая, нежная.
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты..."
Вторая часть - разлука - звучит более драматично, но все так же нежно. Автор, тоскуя без любимой, тепло о ней вспоминает во снах и мечтах.
"...В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты..."
В третьей части образ девушки, мелькнув перед автором, начинает растворяться. Мелодия романса становится еще более напряженной (попытки ухватиться за образ, не дать ему уйти), а затем затихает и становится грустной и смиренной.
"...Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты..."
Следующее четверостишие, с такой же печальной и тоскливой мелодией - показывает жизнь автора без предмета любви и вдохновения.
"...В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви..."
И тут музыка оживает, а вместе с ней и чувства автора. Мелодия звучит нежно и светло.
"..Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты..."
Заключительная часть звучит восхищенно, восторженно, даже торжественно: все, что было утрачено автором, вновь к нему вернулось, как вернулась любимая: "и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь".
"..И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
Музыка, как скульптура и живопись, берёт для себя материал из внешнего мира; дело последних двух искусств – это сочетание красок и форм; дело музыки – сочетание звуков. Музыка заимствует звуки из мира материального, но распоряжается ими свободно. Она подбирает их и сочетает по своему желанию; дело её – непрерывное творчество.
Предоставляя другим художествам форму, она оставляет себе время. Музыка воодушевляет время голосом, ритмом, живой силой, действующей на нас неотразимым обаянием.