Руслан — герой поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила» (1817-1820, пролог 1824-1825, ред. «людмила и руслан»). имя руслан заимствовано из лубочной сказки «о еруслане лазаревиче».руслан у пушкина — «витязь беспримерный, в душе герой», в котором выражены идеальные качества мужчины — сила, благородство души, воинская доблесть («я еду, еду, не свищу, // а как наеду, не спущу»). руслан смело вступает в борьбу с силами зла. духовно обогащенный встречей с финном, руслан понимает, что, если он не победит черномора и не освободит людмилу, его жизнь будет прожита напрасно, ибо только подвиг дарует человеку бессмертие. победы руслан— это и пик в развитии юного поэта. все темы поэмы решаются с контрастов древнего («преданья старины глубокой») и современного, сказочного и реального, интимного и иронического. поэма, проникнутая « духом», запечатлела духовный мир народа с его пониманием прекрасного как доброго и нравственного. критики пушкинской поры единодушно увидели народность поэмы в «грубом, площадном» демократизме. не случайно возникло сравнение поэмы с бородатым гостем в армяке и лаптях, который втерся в московское благородное собрание.
Речь идет о романсе "Я помню чудное мгновенье" на слова поэта А. Пушкина.
В романсе М. Глинка использовал следующие приемы развития музыкального образа:
1. Повторы.
"..Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты,
Как гений чистой красоты.."
"...Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты,
И снились милые черты..."
"...И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты,
Твои небесные черты..."
"...Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви
Без слез, без жизни, без любви..."
"...И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
2. Контраст.
В романсе настроение меняется несколько раз, а вместе с ним меняется и динамика: музыка то затихает, то становится оглушительно громкой
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты..."
Музыка нежная, лиричная, певучая.
"...В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты..."
В музыке слышится заметное напряжение, драматичность.
"...Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты..."
Напряжение достигает предела, после чего мелодия вновь резко становится нежной и певучей.
"...В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви..."
Вновь слышится напряжение и отчаяние, но затем романс в очередной раз приобретает нежность и воздушность, затихает.
"..Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
Образ радости: музыка оживает, слышно неподдельное счастье.