Вопросы к уроку 2-3 Симфоническая поэма «Родина радости». Оратория «Голос веков»
№
вопрос
ответ
1.
Год создания второй редакции поэмы «Родина радости»?
2.
Какое определение часто употребляют по отношению к поэме?
3.
Кто автор либретто оратории «Голос веков»?
4.
Сколько частей в оратории?
5.
Какая народная песня легла в основу третьей части оратории?
6.
Какова главная тема шестой части?
ответ:
симфония № 1 соль минор, соч. 13 «зимние грёзы» — симфония петра ильича чайковского. создана в марте — ноябре 1866 года. премьера состоялась 15 февраля 1868 года в москве (дирижер — н. г. рубинштейн).
симфония «зимние грёзы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в москву. она создавалась весной и летом 1866 года. эта симфония знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.
состав оркестра
деревянные духовые
флейта пикколо
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета
2 фагота
медные духовые
4 валторны
2 трубы
3 тромбона
туба
ударные
литавры
тарелки
большой барабан
струнные
i и ii скрипки
альты
виолончели
контрабасы
структура произведения
1. «грёзы зимнею дорогой». allegro tranquillo g-moll
симфония начинается еле слышным звучанием скрипок, которое напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. возникающая на этом фоне мелодия главной партии поручена флейте и фаготу. их звучание создаёт реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон, но на расстоянии двух октав. умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступают струнные — альты, затем виолончели. постепенно в звучание вливаются всё новые и новые инструменты. мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом её обрывки. и вот уже во весь голос богатырски звучит мощная тема. несколько сухих аккордов, и на фоне тянущихся звуков струнных вступает кларнет. песня его, задумчивая и спокойная, и есть побочная партия. она льётся привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. раздел, в котором темы проходят первый раз, называется экспозицией. заключительный её раздел — праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. это возбуждение приводит к разработке — среднему разделу первой части. в ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. после генеральной паузы, то есть паузы всего оркестра, осторожно, робко начинают звучать басовые голоса. на них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые и, наконец, полилась печальная мелодия — главная тема первой части. так начался третий, заключительный раздел первой части, называемый репризой. завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одного из элементов главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.
ответ:
опера м.и. глинки "иван сусанин" - героическая народная музыкальная драма. это первая национальная опера.
сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина ивана сусанина во время оккупации россии польскими захватчиками. действие оперы происходит осенью 1612 - весной 1613 года. поляков уже изгнали из москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. один из таких отрядов забрел в село домнино костромской губернии, где жил иван сусанин. он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там.
подвиг сусанина вдохновил поэта-декабриста к. рылеева, написавшего думу "иван сусанин". вдохновил он и композитора м.и. глинку, который давно искал сюжет для оперы. и вот однажды на вечере у в.а. жуковского, когда глинка поделился своими планами о написании героической оперы, тот предложил ему сюжет об иване сусанине. известно, что жуковского давно волновала личность этого героического крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради освобождения страны от иноземных захватчиков. к тому же жуковский, являясь воспитателем наследника престола александра николаевича (в будущем – императора александра ii), знал о желании императора увидеть на сцене национальную оперу. глинку увлекла идея оперы, тем более, что он знал о подвиге ивана сусанина, и эта тема его волновала.
работу над оперой глинка начал в 1834 году. сначала предполагалось, что автором либретто ( основы оперы) будет сам жуковский. но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся секретарь наследника александра е.ф розен, по рекомендации самого императора николая i.
в 1836 г. опера была закончена, в александринском театре начались первые репетиции, а премьеру приурочили к открытию петербургского большого театра.
опера несколько раз меняла свое название: сначала сам композитор назвал ее «иван сусанин». но опера с таким названием уже была у известного в то время музыканта катарино кавоса, поэтому на завершающем этапе работы глинка переименовал ее в «смерть за царя». композитор хотел посвятить ее императору николаю i, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «жизнь за царя».