Реформы в образовании, длящиеся уже несколько лет, постоянно требуют от нас поиска инновационных методов в учебном процессе. Но история развития художественного образования показывает, что есть такие вечные понятия как опыт поколений и преемственность. Именно благодаря им мы можем двигаться вперед. Тема синтеза различных видов искусств дает возможность в процессе соединения знаний в единый сплав сформировать единое видение мира, культуры.
Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) музыки и живописи, этих двух прекраснейших из искусств, говорилось из века в век. Обращение к истории развития мировой художественной культуры показывает, что существует органическая связь между этими видами искусств, которая еще на заре человечества проявляла себя в виде обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Живопись и музыку в их единстве постоянно сравнивали, анализировали, проводили параллели. Так, в индийской средневековой эстетике семи основным нотам соответствуют семь цветов — бледно-розовый цвет лепестков лотоса, оранжевый, золотой, цвет жасмина белый или черный, ярко-желтый, пестрый. В китайской системе пять тонов окрашиваются в желтый, белый, зеленый, красный и черный соответственно.
Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В древней Греции певца Орфея всегда изображали с лирой в руках. В Средние века и в эпоху Возрождения на полотнах часто изображали поющих ангелов. А странствующие музыканты на картинах исполняли мелодии на волынках или виолах.
Живописная музыка - это такая музыка, слушая которую, перед глазами слушателей появляются живописные образы, вложенные в произведение самим композитором. И наоборот: музыкальная живопись - живопись настолько изящная и утонченная, что впечатления от нее невозможно передать словами, лишь мелодией. Ярким примером живописной музыки является фортепианный цикл П.И. Чайковского "Времена года". Используя различные музыкальные средства, слушатель отчетливо представляет себе все те пейзажи и образы, которые композитор вложил в свое творение. Также нельзя не выделить вальсы Шопена, слушая которые, душа поет, тело пускается в пляс, а на лице появляется улыбка. При их прослушивании перед нами отчетливо предстает картина бала XIX века. В качестве примера музыкальной живописи приведу знаменитых художников-импрессионистов: Клод Моне ("Руанский собор", "Пляж в Пурвиле", "Кувшинки"), Огюст Ренуар ("Завтрак гребцов", "Девушки за фортепьяно"), а также постимпрессиониста Винсента Ван Гога ("Цветущие ветки миндаля", "Звездная ночь", "Сад Добиньи")
Реформы в образовании, длящиеся уже несколько лет, постоянно требуют от нас поиска инновационных методов в учебном процессе. Но история развития художественного образования показывает, что есть такие вечные понятия как опыт поколений и преемственность. Именно благодаря им мы можем двигаться вперед. Тема синтеза различных видов искусств дает возможность в процессе соединения знаний в единый сплав сформировать единое видение мира, культуры.
Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) музыки и живописи, этих двух прекраснейших из искусств, говорилось из века в век. Обращение к истории развития мировой художественной культуры показывает, что существует органическая связь между этими видами искусств, которая еще на заре человечества проявляла себя в виде обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Живопись и музыку в их единстве постоянно сравнивали, анализировали, проводили параллели. Так, в индийской средневековой эстетике семи основным нотам соответствуют семь цветов — бледно-розовый цвет лепестков лотоса, оранжевый, золотой, цвет жасмина белый или черный, ярко-желтый, пестрый. В китайской системе пять тонов окрашиваются в желтый, белый, зеленый, красный и черный соответственно.
Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В древней Греции певца Орфея всегда изображали с лирой в руках. В Средние века и в эпоху Возрождения на полотнах часто изображали поющих ангелов. А странствующие музыканты на картинах исполняли мелодии на волынках или виолах.
Ярким примером живописной музыки является фортепианный цикл П.И. Чайковского "Времена года". Используя различные музыкальные средства, слушатель отчетливо представляет себе все те пейзажи и образы, которые композитор вложил в свое творение. Также нельзя не выделить вальсы Шопена, слушая которые, душа поет, тело пускается в пляс, а на лице появляется улыбка. При их прослушивании перед нами отчетливо предстает картина бала XIX века.
В качестве примера музыкальной живописи приведу знаменитых художников-импрессионистов: Клод Моне ("Руанский собор", "Пляж в Пурвиле", "Кувшинки"), Огюст Ренуар ("Завтрак гребцов", "Девушки за фортепьяно"), а также постимпрессиониста Винсента Ван Гога ("Цветущие ветки миндаля", "Звездная ночь", "Сад Добиньи")