Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.
1. Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются только при пения
б) опера
2. Популярный инструмент, явившийся в эпоху классицизма, конец 18 века
г) скрипка
3. Композитор, входивший в состав Венской Классической школы
в) В.А. Моцарт
4. Направление в искусстве 18 начала 19 вв., в переводе с латинского "образцовый" "первоклассный"
г) классицизм
5. Зарубежный композитор, представитель "барокко"
а) И. С. Бах
6. Им был создан стабильный состав симфонического оркестра
в) Й. Гайдн
7. Искусство 17 века, наполненное динамичностью, контрастными образами, драматизмом
а) барокко
8. Как называется оркестровое вступление к опере
г) увертюра
9. Какого номера нет в балете
б) речитатива
10. Высокий женский голос называется
г) сопрано
Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.