Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.
Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.
Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.
Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.
Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.
Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.
Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.
Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).
Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.
В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.
Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).
Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.
Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.
Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.
Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.
Формирующееся новое общество требует и новых решений в воспитании будущего своей страны - подрастающего поколения.
Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия
На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. В этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
Но сами по себе эти процессы идти не могут. Ребенок - человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь защитник, наставник, даже образец для подражания.
Главная роль педагога - создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.
Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача: своими "воздействиями" на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.
Думается, что эти идеи выросли не на пустом месте. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, можно сказать, что опыт такой педагогической деятельности есть. Дополнительное образование может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость групп по сравнению с классом, вариативность, выполнение социального заказа самих детей и их родителей, содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе, - все это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребенка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Вместе с этим УДО позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно-воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.
Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.
Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.
Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.
Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.
Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.
Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.
Мелодические связи:
Натуральный мажор: II-I, VII-I, IV-III, VI-V, II-III, IV-V (слабо). Наиболее острые – VII-I, IV-III.
Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.
Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).
Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.
В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.
Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).
Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.
Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.
Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.
Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.
Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия
На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. В этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
Но сами по себе эти процессы идти не могут. Ребенок - человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь защитник, наставник, даже образец для подражания.
Главная роль педагога - создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.
Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача: своими "воздействиями" на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.
Думается, что эти идеи выросли не на пустом месте. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, можно сказать, что опыт такой педагогической деятельности есть. Дополнительное образование может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость групп по сравнению с классом, вариативность, выполнение социального заказа самих детей и их родителей, содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе, - все это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребенка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Вместе с этим УДО позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно-воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.