Выберите верные утверждения.
Ленинградская симфония целиком была исполнена только после войны.
Во время войны Ленинградская симфония была исполнена только в СССР.
Уже во время войны Ленинградская симфония была исполнена не только в СССР, но и в других странах.
Шостакович написал свою симфонию для камерного состава оркестра.
Для исполнения седьмой симфонии требуется более сотни музыкантов.
Во время исполнения седьмой симфонии Ленинград подвергся массированному авиаудару.
Во время исполнения симфонии ни один снаряд не упал на Ленинград.
Иностранцы не поняли значения седьмой симфонии Шостаковича.
Слушатели во всем мире были поражены силой духа, воплощенной в образах «Ленинградской» симфонии.
ОбЧто такое «интервал» в принципе? Грубо говоря – это расстояние между чем-то и чем-то.
Между зданиями, городами, вещами и т. д. Есть расстояние и между нотами. Расстояние должно в чём-то измеряться. От города до города – километры, от вещи до вещи – метры и сантиметры. А от ноты до ноты – тона и полутона.
Вот и получается, что музыкальный интервал – это расстояние между двумя нотами.
Рассмотрим привычную гамму:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
К слову – это гамма называется «До мажор».
Большинство людей привыкли думать, что нот 7, но музыканты знают, что технически – их 12. Всё дело в том, что между основными нотами есть ещё промежуточные:
До – До# – Ре – Ре# – Ми – Фа – Фа# – Соль – Соль# – Ля – Ля# – Си – До.
Значок «#» обозначает «Диез». Что это такое, мы разберёмся чуть позже, сейчас это не имеет принципиального значения, стоит только обратить внимание на то, что между нотами «Ми – Фа» и «Си – До» нету этого знака. Поэтому и получается, что нот всего 12.
Это очень удобно показано на клавиатуре пианино, где есть чёрные и белые клавишы. Чёрные клавишы, как раз и есть эти самые промежуточные нотки и, если посчитать белые и чёрные клавишы от «До» до «До», то получим 12.
Расстояние между каждыми двумя соседними нотками – это пол тона:
Фото: Полутона
Два полутона образуют один тон.
С этим надо быть внимательными, потому что между «До» и «Ре» — тон, а от «Ми» до «Фа» — пол тона, аналогичная ситуация с «Си» и «До».
Рассмотрим растояние между «До» и «Соль». 7 полутонов. Не очень удобно для понимания. Со временем, конечно, можно привыкнуть и запомнить, но, чтобы каждый раз не считать, для интервалов были придуманы названия, что очень облегчает их понимание и запоминание.
Название зависит от количества полутонов.
Фото: Зависимость названия от количества полутонов
Есть ещё интервал в 0 полутонов – это прима, или унисон, то есть, точно та же самая нота.
Фото: Названия итервалов
Для этих названий есть краткие обозначения, в таблице, что выше – они написаны под указанием количества полутонов. Эта таблица дана для наглядности. Она выглядит громоздкой, но это не помешает нам с лёгкостью понять суть происходящего. Запишем все названия по порядку:
Прима
Малая секунда
Большая секунда
Малая терция
Большая терция
Кварта
Тритон
Квинта
Малая секста
Большая сеста
Малая септима
Большая септима
Октава
Как Вы уже заметили – у некоторых интервалов одинаковые названия, объединим их в группы и присвоим номера:
Фото: Группировка полутонов
Тритон без номера и он находится в середине, и ещё, в нём три тона, потому и ТРИтон. Капитан очевидность в восторге!
По обеим сторонам – кварта и квинта. Кварта по-меньше, квинта по-больше. Кварта, как квадрат и обозначается цифрой 4, квинта – цифрой 5.
Первый и последний интервалы – прима и октава. Октава – это та же самая нота, но выше или ниже по звукоряду, а прима – это прям точно та же самая нота.
Меньше кварты — терции. Большая и малая. Терция – это «третья» по латински. Обозначаются цифрой «3», перед большой ставится буква «б», перед малой «м».
Меньше терции – секунды. Тоже, большая и малая. Секунда – созвучно с second, или второй. Потому и цифра 2. С соответствующими буковками «б» перед большой, и «м» перед малой. Меньше только прима.
Большие интервалы. Сексты – 6, и септимы – 7. Так же всё от латинских названий. И также с буковками «б» и «м» соответственно.
Как теперь становится понятно, названия интервалов – это всего лишь их порядковые номера.
Интересная ситуация с «тритоном». Так как теория музыки развивается довольно давно, многие названия и обозначения пришли к нам с давних времён. Так вот, в средневековье, в Европе, тритон считался дьявольским интервалом, так как он даёт очень яркий диссонанс – звучание, которое не привычно слуху. Поэтому, многие теоретики обходили его стороной, не считая чем-то важным. Наверно, именно поэтому его и обделили номером. Хотя, если подумать, то ему хорошо бы подошёл номер «666»… А что? 3 тона и 6 полутонов… Вот Вам и тритон. 9) Ну да ладно.
Понимание этих вещей важно. Сейчас это не совсем очевидно, но это так. Интервалы будут очень полезны, когда дело дойдёт до практики на каком-либо инструменте. Основная их ценность заключается в том, что это одно из первых «абстрактных» понятий, то есть интервалы не привязаны напрямую к каким-то определённым нотам, что очень полезно и удобно. В дальнейшем, у нас появится возможность в этом убедиться. С теоретической точки зрения, они нам пригодятся, когда мы дойдём до аккордов и ладов.:
У каждой тональности есть 6 тональностей первой степени родства: для мажорной тональности это 2 мажорных и 4 минорных, а для минорной - 2 минорные и 4 мажорные тональности.
1. dis-moll, 6♯
Родственные тональности:
параллельная: Fis-dur, 6♯субдоминантовая: gis-moll, 5♯параллельная субдоминантовой: H-dur, 5♯доминантовая: ais-moll, 7♯параллельная доминантовой: Ces-dur, 7♯мажорная доминанта: Ais-dur, 10♯2. Des-dur, 5♭
Родственные тональности:
параллельная: b-moll, 5♭субдоминантовая: Ges-dur, 6♭параллельная субдоминантовой: es-moll, 6♭доминантовая: As-dur, 4♭параллельная доминантовой: f-moll, 4♭минорная субдоминанта: ges-moll, 9♭Также для нахождения родственных тональностей можно построить трезвучия от каждой ступени звукоряда исходной тональности (обращая внимание на знаки альтерации). В мажоре будет 2 субдоминантовых, а в миноре - 2 доминантовых трезвучия (по одному в натуральном и гармоническом видах). Трезвучия можем не строить на VII ступени в мажоре и на II ступени в миноре, так как там они уменьшенные.
В итоге получим те же самые тональности.
1. dis-moll, 6♯
(I: ре♯-фа♯-ля♯ - dis-moll, 6♯)
II: ми♯-соль♯-си - ум.53
III: фа♯-ля♯-до♯ - Fis-dur, 6♯
IV: соль♯-си-ре♯ - gis-moll, 5♯
V(нат.): ля♯-до♯-ми♯ - ais-moll, 7♯
V(гарм.): ля♯-до(x)-ми♯ - Ais-dur, 10♯
VI: си-ре♯-фа♯ - H-dur, 5♯
VII: до♯-ми♯-соль♯ - Ces-dur, 7♯
2. Des-dur, 5♭
(I: ре♭-фа-ля♭ - Des-dur, 5♭)
II: ми♭-соль♭-си♭ - es-moll, 6♭
III: фа-ля♭-до - f-moll, 4♭
IV(нат.): соль♭-си♭-ре♭ - Ges-dur, 6♭
IV(гарм.) соль♭-си♭♭-ре♭ - ges-moll, 9♭
V: ля♭-до-ми♭ - As-dur, 4♭
VI: си♭-ре♭-фа - b-moll, 5♭
VII: до-ми♭-соль♭ - ум.53