Музыка - это высокое искусство, которое с особым образом организованных звуков производит воздействие на чувства и душу человека, рисует величественную картину мира и непознанной человеческой сути. Музыка существует с тех пор, как на Земле появились первые люди. Скорее всего, она существовала и до их появления, так как музыку создавали природные явления: свист ветра, шуршание листьев, шум дождя, шорох прибоя, раскаты грома, пение птиц... Но человек придал музыке новые формы, новое содержание, когда начал изобретать всё новые и новые музыкальные инструменты, создавать и исполнять музыкальные произведения, танцевать, петь, и молиться под музыку. С тех тысячелетия, но свет этого дивного искусства не померк. Теперь для встречи с музыкой люди собираются в больших залах или на площадях, в уютных кафе или дома на кухне, возле палатки на речном берегу или в купе поезда дальнего следования... Музыке доступны любые пространства, она преодолевает любые расстояния, чтобы дойти до каждого, кто готов впустить её в свое сердце. Томит, возносит, низвергает... Какая сила в ней и страсть! То обожжёт, а то порхает... Её необъяснима власть! Нет, всё же знаю объясненье - Она на небе рождена. И оттого в ней вдохновенье, И оттого в ней глубина. (Е.Турикова)
Чтобы построить, например, уменьшенную септиму, надо от данного звука отсчитать семь ступеней и скорректировать по количеству тонов: четыре с половиной тона. После этого надо определить, в каких тональностях встретится эта уменьшенная септима. Зная правила построения характерных интервалов в тональности, принимаем данный звук за VII ступень и получаем две тональности: мажорную и минорную. Например, если дано задание построить ум. 7 от ми, то этот звук является VII ступенью в фа мажоре и фа миноре (гармоническом). Далее надо правильно разрешить ум. 7 в фа мажор и фа минор, учитывая ключевые знаки: g28-1 Такой же ход рассуждений применяется при построении других характерных интервалов. Чтобы построить увеличенную секунду, надо от данного звука отсчитать две ступени и полтора тона. Далее мы принимаем исходный звук за VI ступень (см. правило построения характерных интервалов в тональности — § 28) и получаем две тональности: мажорную и минорную. Например, если дано задание построить ув. 2 от фа, то этот звук является VI ступенью в ля мажоре (фа-бекар — пониженная VI ступень) и ля миноре. Далее надо правильно разрешить ув. 2 в ля мажор и ля минор: g28-2 Уменьшенная кварта состоит из четырех ступеней и двух тонов. Исходя из этого, мы строим от данного звука ум. 4. Зная, что ум. 4 строится на III ступени в мажоре, определяем первую тональность. Если, например, задание было построить интервал от звука ми, то ум. 4 — в до мажоре. В миноре ум. 4 строится на VII ступени, значит, вторая тональность — фа минор. g29-1 Увеличенная квинта состоит из пяти ступеней и четырех тонов. Исходя из этого, мы строим от данного звука ув. 5. Зная, что ув. 5 строится на VI (пониженной) ступени в мажоре и на III ступени в миноре, определяем две тональности. Например, если дано задание построить ув. 5 от звука до, то получаем ми мажор (с до-бекаром) и ля минор: g29-2 Характерные интервалы энгармонически равны простым интервалам: ум. 7 энг. = б. 6, ув. 2 энг. = м. 3, ум. 4 энг. = б. 3, ув. 5 энг. = м. 6. Построение характерных интервалов и тритонов от звука гораздо труднее, чем в тональности. Чтобы хорошо с ним справляться, надо: 1) хорошо представлять себе их ступеневую и тоновую величину; 2) хорошо знать правила построений этих интервалов в тональности, то есть знать ступени, на которых они строятся.
Музыка существует с тех пор, как на Земле появились первые люди. Скорее всего, она существовала и до их появления, так как музыку создавали природные явления: свист ветра, шуршание листьев, шум дождя, шорох прибоя, раскаты грома, пение птиц...
Но человек придал музыке новые формы, новое содержание, когда начал изобретать всё новые и новые музыкальные инструменты, создавать и исполнять музыкальные произведения, танцевать, петь, и молиться под музыку.
С тех тысячелетия, но свет этого дивного искусства не померк. Теперь для встречи с музыкой люди собираются в больших залах или на площадях, в уютных кафе или дома на кухне, возле палатки на речном берегу или в купе поезда дальнего следования... Музыке доступны любые пространства, она преодолевает любые расстояния, чтобы дойти до каждого, кто готов впустить её в свое сердце.
Томит, возносит, низвергает...
Какая сила в ней и страсть!
То обожжёт, а то порхает...
Её необъяснима власть!
Нет, всё же знаю объясненье -
Она на небе рождена.
И оттого в ней вдохновенье,
И оттого в ней глубина. (Е.Турикова)
g28-1
Такой же ход рассуждений применяется при построении других характерных интервалов.
Чтобы построить увеличенную секунду, надо от данного звука отсчитать две ступени и полтора тона. Далее мы принимаем исходный звук за VI ступень (см. правило построения характерных интервалов в тональности — § 28) и получаем две тональности: мажорную и минорную. Например, если дано задание построить ув. 2 от фа, то этот звук является VI ступенью в ля мажоре (фа-бекар — пониженная VI ступень) и ля миноре. Далее надо правильно разрешить ув. 2 в ля мажор и ля минор:
g28-2
Уменьшенная кварта состоит из четырех ступеней и двух тонов. Исходя из этого, мы строим от данного звука ум. 4. Зная, что ум. 4 строится на III ступени в мажоре, определяем первую тональность. Если, например, задание было построить интервал от звука ми, то ум. 4 — в до мажоре. В миноре ум. 4 строится на VII ступени, значит, вторая тональность — фа минор.
g29-1
Увеличенная квинта состоит из пяти ступеней и четырех тонов. Исходя из этого, мы строим от данного звука ув. 5. Зная, что ув. 5 строится на VI (пониженной) ступени в мажоре и на III ступени в миноре, определяем две тональности. Например, если дано задание построить ув. 5 от звука до, то получаем ми мажор (с до-бекаром) и ля минор:
g29-2
Характерные интервалы энгармонически равны простым интервалам: ум. 7 энг. = б. 6, ув. 2 энг. = м. 3, ум. 4 энг. = б. 3, ув. 5 энг. = м. 6.
Построение характерных интервалов и тритонов от звука гораздо труднее, чем в тональности. Чтобы хорошо с ним справляться, надо:
1) хорошо представлять себе их ступеневую и тоновую величину;
2) хорошо знать правила построений этих интервалов в тональности, то есть знать ступени, на которых они строятся.