Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.
Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.
Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.
Прежде чем вы познакомитесь с инструментальным вариантом звучания увертюры, я сыграю вам тему дуэта Ромео и Джульетты из незавершённой оперы Чайковского. Послушайте эту тему (учитель играет на музыкальном инструменте тему дуэта). Опираясь на нотную запись, исполните главную мелодию (ученики поют тему дуэта). Определите характер образа. С точки зрения интонирования ли эта мелодия ? Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Ученик: мелодия вдохновенная, широкая, песенная. Интонационно мелодия сложна. Музыкальные штрихи разнообразные: legato, non legato, подчёркнутые ноты. Лад мажорный, яркая динамика - от mf до звучания f, crescendo. Движение мелодии восходящее. Много лиг, для исполнения которых необходимо взятие дыхания.
Учитель: познакомимся с образами трагедии В.Шекспира увертюры - фантазии Чайковского. В процессе работы вы будете заполнять следующую таблицу:
развернуть таблицу
Образы трагедии Шекспира Образы увертюры Чайковского Характеристика образов в литературе Характеристика образов в музыке
Патер Лоренцо Образ патера Лоренцо
Ромео и Джульетта Тема любви
Монтекки, Капулетти, Тибальт, Парис Тема вражды
развернуть таблицу
Ромео и Джульетта, задумавшие обмануть судьбу и свои враждующие семейства; Изольда, нарушившая слово, данное ею жениху, королю Марку; Мелизанда, полюбившая Пеллеаса, брата своего мужа ... Все эти трагические сюжеты заключают в себе мотив нарушенного запрета, преступления против законов предков, может быть, законов слепых, жестоких, но неизмеримо более могучих, чем воля «маленького» человека.
Конечно, отнюдь не идея справедливого возмездия определяет смысл произведений, созданных на эти сюжеты. Никто из великих художников никогда не судит своих любящих и страдающих героев. Напротив - их любовь нередко отмечена такой глубиной и величием, которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей могучей силы. И происходит удивительное: суровые вековые законы, такие неумолимые для любящих героев, начинают казаться нам мелкими и незначительными, а бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века своим торжествующим гимном!
Наверное, необходимо только такое жертвоприношение, каким является смерть любящих, чтобы оправдать совершённое ими преступление против родовых законов. Любая другая жертва окажется слишком мелкой и незначительной.
Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она обратилась к теме нарушенного запрета, преступления против вековых обычаев, появились неизвестные ей до того времени состояния тревоги, напряжения, не находящие исхода.
Увертюра. После увертюры, «которая эффекта не производит»2, при поднятии занавеса взору предстает роскошная великокняжеская гридница в Киеве. Интродукция. Свадебный пир. За столом сидит Светозар, по обеим сторонам от него Руслан и Людмила. Гости и музыканты. Отдельно - Баян с гуслями. Светозар выдает свою дочь Людмилу замуж за славного витязя Руслана. Баян играет и поет на этом пиру. Он воспевает русское воинство, некогда отправившееся на Царьград. Гости сладостного певца» воспеть жениха и невесту. В первой своей песне Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: «За благом вслед идут печали, / Печаль же - радости залог». Руслан, Светозар и оба соперника жениха - хвастливый и трусливый Фарлаф и пылкий мечтательный Ратмир - каждый по-своему реагирует на слова Баяна. Встревожена и Людмила. Баян успокаивает влюбленных, говоря: «Мчится гроза, но незримая сила / Верных любви защитит». Хор поет славословие князю. Во второй своей песне Баян обращается к далекому будущему. Он предрекает, что пройдут века и «младой певец» восславит Руслана и Людмилу и их «от забвения сохранит» (под «младым певцом» Пушкин, естественно, подразумевал себя: он написал «Руслана» в 1820 году, когда ему не было еще и 21 года). Хор вновь славит князя, но теперь вместе с ним и Людмилу, и Руслана. Все встают из-за стола. «Хор интродукции великолепен, мелодия Баяна очаровательна (…). Но сцена пира длинна, несмотря на то, что при самом Глинке сделано огромное сокращение, от которого пострадал музыкальный организм этой блестящей интродукции».2
Финал. Но вот мрак быстро рассеивается; становится светло, как прежде. Но где Людмила? Где юная княжна? Все в недоумении; все в шоке. Убитый горем, Светозар взывает о он обещает отдать Людмилу в супруги тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы отравиться на ее поиски. «В финальном аллегро в отношении музыки нельзя не отметить отсутствия сопрано и тенора между солистами. Это действует очень невыгодно: голоса басов и контральто звучат глухо».2 «По прежнему плану в числе действующих лиц должно было находиться одно новое, ныне не существующее: Иван-царевич, брат Людмилы, по-видимому, юноша, и назначенный, собственно, для того, чтобы в ансамблях был налицо тенор, так как Ратмир должен был петь контральтом, а Финн (тенор) редко имел возможность появляться на сцене».3 «В отношении к действию тут выходит на первом плане Ратмир, а не Руслан, - это тоже ошибка в плане сочинения. Общее впечатление первого акта, холодновато, а между тем он еще лучше последующих в отношении драматического смысла. Невеста Руслана исчезла в самый час брака – вот первая данность сюжета: как-то он будет развиваться дальше?»2
Объяснение:
Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.
Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.
Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.
Прежде чем вы познакомитесь с инструментальным вариантом звучания увертюры, я сыграю вам тему дуэта Ромео и Джульетты из незавершённой оперы Чайковского. Послушайте эту тему (учитель играет на музыкальном инструменте тему дуэта). Опираясь на нотную запись, исполните главную мелодию (ученики поют тему дуэта). Определите характер образа. С точки зрения интонирования ли эта мелодия ? Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Ученик: мелодия вдохновенная, широкая, песенная. Интонационно мелодия сложна. Музыкальные штрихи разнообразные: legato, non legato, подчёркнутые ноты. Лад мажорный, яркая динамика - от mf до звучания f, crescendo. Движение мелодии восходящее. Много лиг, для исполнения которых необходимо взятие дыхания.
Учитель: познакомимся с образами трагедии В.Шекспира увертюры - фантазии Чайковского. В процессе работы вы будете заполнять следующую таблицу:
развернуть таблицу
Образы трагедии Шекспира Образы увертюры Чайковского Характеристика образов в литературе Характеристика образов в музыке
Патер Лоренцо Образ патера Лоренцо
Ромео и Джульетта Тема любви
Монтекки, Капулетти, Тибальт, Парис Тема вражды
развернуть таблицу
Ромео и Джульетта, задумавшие обмануть судьбу и свои враждующие семейства; Изольда, нарушившая слово, данное ею жениху, королю Марку; Мелизанда, полюбившая Пеллеаса, брата своего мужа ... Все эти трагические сюжеты заключают в себе мотив нарушенного запрета, преступления против законов предков, может быть, законов слепых, жестоких, но неизмеримо более могучих, чем воля «маленького» человека.
Конечно, отнюдь не идея справедливого возмездия определяет смысл произведений, созданных на эти сюжеты. Никто из великих художников никогда не судит своих любящих и страдающих героев. Напротив - их любовь нередко отмечена такой глубиной и величием, которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей могучей силы. И происходит удивительное: суровые вековые законы, такие неумолимые для любящих героев, начинают казаться нам мелкими и незначительными, а бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века своим торжествующим гимном!
Наверное, необходимо только такое жертвоприношение, каким является смерть любящих, чтобы оправдать совершённое ими преступление против родовых законов. Любая другая жертва окажется слишком мелкой и незначительной.
Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она обратилась к теме нарушенного запрета, преступления против вековых обычаев, появились неизвестные ей до того времени состояния тревоги, напряжения, не находящие исхода.
Действие I
Увертюра. После увертюры, «которая эффекта не производит»2, при поднятии занавеса взору предстает роскошная великокняжеская гридница в Киеве. Интродукция. Свадебный пир. За столом сидит Светозар, по обеим сторонам от него Руслан и Людмила. Гости и музыканты. Отдельно - Баян с гуслями. Светозар выдает свою дочь Людмилу замуж за славного витязя Руслана. Баян играет и поет на этом пиру. Он воспевает русское воинство, некогда отправившееся на Царьград. Гости сладостного певца» воспеть жениха и невесту. В первой своей песне Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: «За благом вслед идут печали, / Печаль же - радости залог». Руслан, Светозар и оба соперника жениха - хвастливый и трусливый Фарлаф и пылкий мечтательный Ратмир - каждый по-своему реагирует на слова Баяна. Встревожена и Людмила. Баян успокаивает влюбленных, говоря: «Мчится гроза, но незримая сила / Верных любви защитит». Хор поет славословие князю. Во второй своей песне Баян обращается к далекому будущему. Он предрекает, что пройдут века и «младой певец» восславит Руслана и Людмилу и их «от забвения сохранит» (под «младым певцом» Пушкин, естественно, подразумевал себя: он написал «Руслана» в 1820 году, когда ему не было еще и 21 года). Хор вновь славит князя, но теперь вместе с ним и Людмилу, и Руслана. Все встают из-за стола. «Хор интродукции великолепен, мелодия Баяна очаровательна (…). Но сцена пира длинна, несмотря на то, что при самом Глинке сделано огромное сокращение, от которого пострадал музыкальный организм этой блестящей интродукции».2
Финал. Но вот мрак быстро рассеивается; становится светло, как прежде. Но где Людмила? Где юная княжна? Все в недоумении; все в шоке. Убитый горем, Светозар взывает о он обещает отдать Людмилу в супруги тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы отравиться на ее поиски. «В финальном аллегро в отношении музыки нельзя не отметить отсутствия сопрано и тенора между солистами. Это действует очень невыгодно: голоса басов и контральто звучат глухо».2 «По прежнему плану в числе действующих лиц должно было находиться одно новое, ныне не существующее: Иван-царевич, брат Людмилы, по-видимому, юноша, и назначенный, собственно, для того, чтобы в ансамблях был налицо тенор, так как Ратмир должен был петь контральтом, а Финн (тенор) редко имел возможность появляться на сцене».3 «В отношении к действию тут выходит на первом плане Ратмир, а не Руслан, - это тоже ошибка в плане сочинения. Общее впечатление первого акта, холодновато, а между тем он еще лучше последующих в отношении драматического смысла. Невеста Руслана исчезла в самый час брака – вот первая данность сюжета: как-то он будет развиваться дальше?»2
остальное в коменте