ЗАДАНИЕ Прослушать предложенные песни, выбрать ТРИ из них, которые показались вам наиболее близкими и понятными. Описать настроение музыки, основную мысль или состояние души, переданные автором песни, ваше личное впечатление.
1.Юрий Визбор. «Милая моя»
2.Владимир Высоцкий. «Песня о друге»
3.Александр Городницкий. «Атланты»
4.Сергей Никитин. «Диалог у новогодней ёлки»
5.Олег Митяев .«Мама»
6.Александр Розенбаум. «Вальс-бостон»
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.
Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.
авторскую песню иногда еще называют бардовской. а бард, в свою очередь, это композитор, певец и поэт, который исполняет произведения собственного сочинения. таким образом, авторская песня – это такая композиция, которая в лице своего автора объединяет поэта и композитора, да еще и исполнителя. обязательные атрибуты авторской песни – это гитарное сопровождение, а также приоритет текста перед музыкой, акцент делается именно на стихи песни.
кроме всего прочего, одним из признаков авторской песни является ее предельная простота. это касается и музыки, и текста. то есть текст, какой бы глубокий смысл он ни нес, должен быть понятным обычному человеку, стихи должны быть изложены простым языком. помимо простоты, авторская песня обладает еще и цельностью, то есть все куплеты и припев служат для раскрытия единой идеи песни, отступления исключаются. еще одна отличительная особенность – это высокое благородство и исключительная нравственность идеи, и смысла, которую песня преподносит слушателю.
авторской песни в россии берет свое начало с романсов а. вертинского. а наиболее яркие представители – е. агранович, г. шангин-березовский, ю. визбор, б. окуджава. классиками жанра считаются в. высоцкий, а. галич, в. матвеева, л. захарченко и другие.