Поразительно, но, прежде чем П.И.Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение... оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем, от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий — художественной ценности эти произведения не представляют
Первая цифра должна быть римской - "УмVII7" - а вторая должна быть маленькой, в нижнем индексе. Римскими цифрами обозначаются номера ступеней в тональности, т. е. по смыслу это "уменьшенный септаккорд VII ступени", или "уменьшенный вводный".
Само собой, если в обозначении фигурирует номер ступени, то речь идет о какой-то конкретной тональности. Строится он - совершенно так же, как и любой другой аккорд. Сначала отыскиваешь тот звук, который является в заданной тональности VII ступенью, затем дополняешь его еще тремя звуками, набирая их "через ступень" друг над другом, из звуков той же самой гаммы.
Особенность данного аккорда в том, что ни в одной натуральной гамме (ни мажор, ни минор) НЕТ уменьшенной септимы - а данный аккорд должен ее содержать. Как тут быть? Очень просто - вспомнить, что подобные интервалы появляются только в искаженном, гармоническом звукоряде (что в мажоре, что в миноре). Просто используй для строительства аккорда гармонический вид гаммы - и этот септаккорд автоматически получится "уменьшенным".
Если же строить аккорд нужно не в заданной тональности, а от заданной ноты, тогда цифра "VII" в обозначении не нужна, не упоминается. Вполне достаточно обозначения "Ум7", и все. Вот В ЭТОМ СЛУЧАЕ ты должен строить аккорд просто по терциям (предварительно выучив, какие именно терции нужны). Да, ты прав, тут нужны сплошь малые терции, все правильно.
"МVII" - это "малый вводный септаккорд". Он тоже строится на VII ступени гаммы, но септима у него по краям не уменьшенная, а просто малая, и такой аккорд вполне возможен в натуральном ладу. В мажоре он получается на VII ступени, а в миноре - на II-й.
Если малый вводный септаккорд нужно строить не в тональности, а от ноты, тогда он называется "малым с уменьшенной квинтой", а его состав - "3м+3м+3б", то есть, "уменьшенное трезвучие плюс большая терция".
Поразительно, но, прежде чем П.И.Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение... оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем, от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий — художественной ценности эти произведения не представляют
Объяснение:
Первая цифра должна быть римской - "УмVII7" - а вторая должна быть маленькой, в нижнем индексе. Римскими цифрами обозначаются номера ступеней в тональности, т. е. по смыслу это "уменьшенный септаккорд VII ступени", или "уменьшенный вводный".
Само собой, если в обозначении фигурирует номер ступени, то речь идет о какой-то конкретной тональности. Строится он - совершенно так же, как и любой другой аккорд. Сначала отыскиваешь тот звук, который является в заданной тональности VII ступенью, затем дополняешь его еще тремя звуками, набирая их "через ступень" друг над другом, из звуков той же самой гаммы.
Особенность данного аккорда в том, что ни в одной натуральной гамме (ни мажор, ни минор) НЕТ уменьшенной септимы - а данный аккорд должен ее содержать. Как тут быть? Очень просто - вспомнить, что подобные интервалы появляются только в искаженном, гармоническом звукоряде (что в мажоре, что в миноре). Просто используй для строительства аккорда гармонический вид гаммы - и этот септаккорд автоматически получится "уменьшенным".
Если же строить аккорд нужно не в заданной тональности, а от заданной ноты, тогда цифра "VII" в обозначении не нужна, не упоминается. Вполне достаточно обозначения "Ум7", и все. Вот В ЭТОМ СЛУЧАЕ ты должен строить аккорд просто по терциям (предварительно выучив, какие именно терции нужны). Да, ты прав, тут нужны сплошь малые терции, все правильно.
"МVII" - это "малый вводный септаккорд". Он тоже строится на VII ступени гаммы, но септима у него по краям не уменьшенная, а просто малая, и такой аккорд вполне возможен в натуральном ладу. В мажоре он получается на VII ступени, а в миноре - на II-й.
Если малый вводный септаккорд нужно строить не в тональности, а от ноты, тогда он называется "малым с уменьшенной квинтой", а его состав - "3м+3м+3б", то есть, "уменьшенное трезвучие плюс большая терция".