Завдання 1. Заповніть схему:
Скринька жанрів
камерно-інструментальної
музики
(надішліть фото виконаного завдання)
Завдання 2. Допишіть прізвище композитора до тих слів, які
асоціюються з його життям і творчістю.
1. Герой України Вольфганг Амадей Моцарт
2. Еліза Йозеф Гайдн
3. Створив 104 симфонії Ніколо Паганіні
4. Полька «Грім і блискавка» Йоган Штраус
5. Рондо Людвіг ван Бетховен
6. Каприс Мирослав Скорик
(надішліть фото виконаного завдання)
Завдання 3. Виконайте тестові завдання:
Музичний твір для одного або 2-х інструментів:
а) соната б) етюд в) скерцо
Музична форма, в якій неодноразово між частинами повторюється
головна тема «рефрен» – це:
а) скерцо б) рондо в) ноктюрн
Лірична п’єса, зміст якої пов'язаний з художніми образами ночі
–це:
а) рондо б) ноктюрн в) соната
Невеликий музичний твір – вправа або п’єса навчального
характеру, в якій застосовують технічний прийом гри, – це:
а) етюд б) скерцо в) рондо
Музичний твір, в якому основна тема поступово зазнає
різноманітних змін, – це:
а) варіації б) рондо в) соната
Невеликий вступ перед основним твором, чи самостійна музична
п’єса, – це:
а) рондо б) прелюдія в) варіації
Завдання 4. Музичне сприймання.
Вольфганг Амадей Моцарт «Рондо в турецькому стилі».
Ніколо Паганіні «Каприс №24»
Порівняти засоби музичної виразності двох музичних творів (темп,
динаміку, тембр інструментів, характер мелодії, штрихи).
Які засоби виразності були найяскравішими?
До ть
«Русские народные праздники и песни годового календарного круга».
Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.
1. Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV - XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября. После сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день совпадает со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который отмечают в деревнях России и Белоруссии 28 августа (по православному календарю – « Успение Пресвятой Богородицы»). Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые дожинали последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы, узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи» сопутствует однообразным трудовым движениям и усиливает настроение: большая усталость от тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
1. Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, рождественские гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег. (14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы ждали большого снега, установления санного пути. Песня этого времени – закличка «Зазимка – зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая неопределённость (всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях. С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки – засидки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов - умельцев на балалайке или гармошке.
Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои сердечные страдания. Об этом – песня « То не ветер ветку клонит». Она известна многим любителям русских песен. Широко льётся мелодия, восходящие скачки заполняются плавным поступенным движением. Спокойный ритмический рисунок сочетается с минорным ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой исповеди. Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно народная.
Рождество - один из самых значимых зимних праздников на Руси. Огромно многообразие песен этого времени - колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь песни – колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и др.). Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Многие песни такого праздника сопровождались припевом со словами «коляда». От Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января) – время девичьих гаданий. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни называют ещё подблюдными. Вот одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину - малину, чёрную смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать как в Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что говорило о их принадлежности Новогоднему празднику..
«Русские народные праздники и песни годового календарного круга».
Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.
1. Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV - XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября. После сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день совпадает со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который отмечают в деревнях России и Белоруссии 28 августа (по православному календарю – « Успение Пресвятой Богородицы»). Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые дожинали последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы, узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи» сопутствует однообразным трудовым движениям и усиливает настроение: большая усталость от тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
1. Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, рождественские гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег. (14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы ждали большого снега, установления санного пути. Песня этого времени – закличка «Зазимка – зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая неопределённость (всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях. С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки – засидки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов - умельцев на балалайке или гармошке.
Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои сердечные страдания. Об этом – песня « То не ветер ветку клонит». Она известна многим любителям русских песен. Широко льётся мелодия, восходящие скачки заполняются плавным поступенным движением. Спокойный ритмический рисунок сочетается с минорным ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой исповеди. Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно народная.
Рождество - один из самых значимых зимних праздников на Руси. Огромно многообразие песен этого времени - колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь песни – колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и др.). Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Многие песни такого праздника сопровождались припевом со словами «коляда». От Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января) – время девичьих гаданий. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни называют ещё подблюдными. Вот одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину - малину, чёрную смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать как в Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что говорило о их принадлежности Новогоднему празднику..