Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
вам даны 4 музыкальных фрагмента, определите, какой звучит в каждом из них. Варианты ответов: органум, григорианский хорал, культура странствующих музыкантов, рыцарское искусство.
Какие утверждения НЕ верны в отношении григорианского хорала?(подчеркнуть)
Свое название григорианский хорал получил в честь папы римского Григория I
Исполнялся на языке той местности, где проходила церковная служба
Текст преобладал над мелодией
Пение в более ранний период было одноголосным, затем стало многоголосным
Трубадуры - (подчеркнуть правильные ответы))
в своем творчестве опирались на французские народные традиции
в своем творчестве опирались немецкие народные традиции
в качестве основных тем выбрали воспевание Прекрасной дамы, прославление радостей любви
воспевали любовь к Богу, идеальную возвышенную любовь
Кого называли менестрелем?(подчеркнуть правильные ответы)
бродячий французский актер
поэт - певец
спутник трубадура, исполнявший песни своего господина и иногда сочинявший к ним музыку
Укажите 2 основных стиля архитектуры Средневековья
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
Объяснение:
вам даны 4 музыкальных фрагмента, определите, какой звучит в каждом из них. Варианты ответов: органум, григорианский хорал, культура странствующих музыкантов, рыцарское искусство.
Какие утверждения НЕ верны в отношении григорианского хорала?(подчеркнуть)
Свое название григорианский хорал получил в честь папы римского Григория I
Исполнялся на языке той местности, где проходила церковная служба
Текст преобладал над мелодией
Пение в более ранний период было одноголосным, затем стало многоголосным
Трубадуры - (подчеркнуть правильные ответы))
в своем творчестве опирались на французские народные традиции
в своем творчестве опирались немецкие народные традиции
в качестве основных тем выбрали воспевание Прекрасной дамы, прославление радостей любви
воспевали любовь к Богу, идеальную возвышенную любовь
Кого называли менестрелем?(подчеркнуть правильные ответы)
бродячий французский актер
поэт - певец
спутник трубадура, исполнявший песни своего господина и иногда сочинявший к ним музыку
Укажите 2 основных стиля архитектуры Средневековья
Кто был создателем нотной записи в средние века?
В какой стране была изобретена нотная запись?