Бытует у нас разделение на музыку легкую и музыку сложную. Причем подразумевается под легкой музыкой что-то второсортное, а приверженность людей к той или иной музыке как бы является показателем их культурного уровня. В разряд легкой музыки чаще всего входит массовая песня, эстрадные сочинения, салонные романсы и танцевальная музыка. В разряд сложной — классика. Это в большой мере решает судьбу оперы, а потому об этом нужно поговорить. Правильна ли прежде всего такая классификация? По-моему, нет, ее легко опровергнуть фактами. Надо, видимо, прежде всего выяснить,для кого и когда та или иная музыка легка или сложна. Я, например, легко воспринимаю Моцарта, но слабо разбираюсь в многообразии форм различных джазов. Музыка современного эстрадного репертуара мне мало понятна, но я вижу, как на концерты этого искусства с удовольствием ходит публика, и главным образом представители молодого поколения. Что же, высокомерно отрицать современные течении эстрадной музыки и признавать только близкий мне мир образов классической и современной музыки? Это было бы наивным и необъективным. Конечно же, объективно Моцарт проще и легче для восприятия, доходчивое, чем музицирование некоторых современных музыкальных ансамблей. Почему же его музыку надо считать сложной? Почему недавно сложившиеся и бесконечно развивающиеся формы современной эстрадной музыки надо считать легкой музыкой? Нет, они очень сложны, требуют подготовки, привычки для их восприятия, особого душевного настроя, вкуса, привязанностей к выражению эмоции в данной форме. Музыкальный материал в этих произведениях усложнен гармонически, он всегда отличается многообразием ритмов, мелодический строй замысловат. Незнакомый с подобного рода произведениями слушатель легко оценит их как какофонию, хаос звуков, интенсивность которых у одних вызывает протест и возмущение, у других — восторг! Разумеется, здесь мы не говорим о спекуляции на моде, о множестве бездарных подражаний, о погоне за оригинальностью. Ведь бездарные подражания живут и в сфере так называемой серьезной музыки. Я говорю о сложившихся на определенной, временной, общественной, социальной почве манерах музыкального мышления. Сложная и малопонятная музыка сегодня-завтра может стать понятной, демократической, любимой. Непривычное становится привычным, привычное — легким и приятным для восприятия. Композиторы-классики никак не могут сейчас казаться сложными и недоступными. Они могут казаться просто скучными. Скучными для тех, кто не воспринимать их эстетику. Но скучной кажется многим (и мне в том числе) музыка многих современных эстрадных ансамблей. И я не стесняюсь признаться и не может быть, пока) понять и оценить их... Свойство воспринимать музыку поддается воспитанию. Наверное, можно добиться «универсального» восприятия музыки, когда один и тот же человек одинаково восторженно и серьезно может слушать музыку разных форм, характеров, стилей. Однако главную роль здесь, как мне кажется, играет индивидуальность и склонность человека, своего рода талант восприятия. Композитор, сочиняющий оперу, волен создавать ее музыкально-драматургический образ любой музыкой. В шестидесятых годах я был в Лондоне на спектакле «Отелло»; это произведение называлось рок-оперой, потому что именно этот тогда модный стиль был избран создателями как главное художественное средство. Эта рок-опера воспринималась демократической публикой с большим интересом и пониманием, не меньше чем знаменитая опера Дж. Верди. Хотя очевидно, что художественный уровень этих произведений несравним. Но мы говорим не о художественном значении опер, а о возможности использования в качестве выразителя драматургии и рок-музыку. Легко представить, что музыка рок-оперы может быть превосходным выразителем драматических ситуаций. И легко представить, что музыка привычного классического стиля может оказаться несостоятельным средством раскрытия этих ситуаций. Для оперы с современной (даже, можно сказать, злободневной) темой — «Рыжая Лгунья и солдат» — композитор Ганелин избрал особую манеру музицирования и звукового изложения всего, чем живут герои этого произведения. Она была основана на достижениях современной эстрадной музыки. Это не значит, что опера стала легче, легкомысленнее или доходчивее. Нет, это значит, что манера изложения музыкально-драматургического образа соответствовала событиям, точно их выражала. Это подтвердил успех спектакля у самой разной публики. Может быть, нам приходилось слышать мелодии знаменитых классиков в обработке джазов? Например, арию Индийского гостя из оперы «Садко», или «Колыбельную» Моцарта, или «Песню половецких девушек» из оперы «Князь Игорь», отдельные куски из оперы американского композитора Гершвина «Порги и Бесс». Взяв в основу оригинальные мотивы этих произведении, джазовые музыканты по-своему интерпретируют их, не упрощая, а усложняя не только гармонизацию и ритмическую основу, но часто преобразуя и мелодию, делая ее более замысловатой и прихотливой.
Рояль (фр. royal — кopoлевский) — клавишный струнный музыкальный инструмент.
К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино — в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости. Благодаря большим возможностям инструментов, богатству звуков по высоте и силе звучания от громких (forte — громко) до тихих (piano — тихо) рояль и пианино получили общее название "фортепиано". Прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. В 1709 году во Флоренции, итальянец Бартоломео Кристофори придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи прогуливаясь по городу, увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент,и в начале XIX века родился рояль, от французского слова – королевский. Звучание рояля выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире. Исполнитель на рояле называется пианистом.
Состоит рояль из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно: удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая); ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы); удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщепленной клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя). Вес и длина рояля может быть разная, например концертный рояль МОСКВА весит 700 кг, а длинна его составляет 270 см.
В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко. Если же композиторы включают его в какое-нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу чёткими, даже суховато звучащими аккордами или пассажами. Но зато очень часто рояль и с оркестром выступает как солист. У многих композиторов есть музыкальные сочинения, написанные для рояля с оркестром. Одно из таких произведений самое известное и знаменитое - Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. В основном как правило за роялем играет один человек.
Многие задаются вопросом "а с какого возраста можно начинать обучение игре на рояле?"
ответ простой
Музыка влияет как на детей, так и на взрослых и играет важную роль в умственном и физическом развитии детей, если начать ей заниматься в раннем возрасте. Музыка уже присутствует в жизни детей в самом младенчестве в форме колыбельных или стихов, которые вы поете или играете для них. Но это только начало пути, который откроет им много преимуществ в будущем. Когда дети начинают учиться играть на рояле (пианино), они получат много скрытых преимуществ, которые повлияют на их тело, ум и душу. Отсутствие чувства одиночества и полное мгновенное облегчение при любой депрессии — вот всего два из многих преимуществ, которые человек получает при обучении игре на рояле (пианино).
Интересные факты о рояле
Самый дорогой из проданных роялей – Steinway model Z, принадлежавший Джону Леннону. Его купил с аукциона британский певец Джордж Майкл за 2,1 млн. долл. США. Сам Леннон в свое время отдал за него 1500 долл.
Самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.
В разряд легкой музыки чаще всего входит массовая песня, эстрадные сочинения, салонные романсы и танцевальная музыка. В разряд сложной — классика. Это в большой мере решает судьбу оперы, а потому об этом нужно поговорить.
Правильна ли прежде всего такая классификация? По-моему, нет, ее легко опровергнуть фактами. Надо, видимо, прежде всего выяснить,для кого и когда та или иная музыка легка или сложна.
Я, например, легко воспринимаю Моцарта, но слабо разбираюсь в многообразии форм различных джазов. Музыка современного эстрадного репертуара мне мало понятна, но я вижу, как на концерты этого искусства с удовольствием ходит публика, и главным образом представители молодого поколения. Что же, высокомерно отрицать современные течении эстрадной музыки и признавать только близкий мне мир образов классической и современной музыки? Это было бы наивным и необъективным.
Конечно же, объективно Моцарт проще и легче для восприятия, доходчивое, чем музицирование некоторых современных музыкальных ансамблей. Почему же его музыку надо считать сложной?
Почему недавно сложившиеся и бесконечно развивающиеся формы современной эстрадной музыки надо считать легкой музыкой? Нет, они очень сложны, требуют подготовки, привычки для их восприятия, особого душевного настроя, вкуса, привязанностей к выражению эмоции в данной форме. Музыкальный материал в этих произведениях усложнен гармонически, он всегда отличается многообразием ритмов, мелодический строй замысловат. Незнакомый с подобного рода произведениями слушатель легко оценит их как какофонию, хаос звуков, интенсивность которых у одних вызывает протест и возмущение, у других — восторг!
Разумеется, здесь мы не говорим о спекуляции на моде, о множестве бездарных подражаний, о погоне за оригинальностью. Ведь бездарные подражания живут и в сфере так называемой серьезной музыки. Я говорю о сложившихся на определенной, временной, общественной, социальной почве манерах музыкального мышления.
Сложная и малопонятная музыка сегодня-завтра может стать понятной, демократической, любимой. Непривычное становится привычным, привычное — легким и приятным для восприятия.
Композиторы-классики никак не могут сейчас казаться сложными и недоступными. Они могут казаться просто скучными. Скучными для тех, кто не воспринимать их эстетику. Но скучной кажется многим (и мне в том числе) музыка многих современных эстрадных ансамблей. И я не стесняюсь признаться и не может быть, пока) понять и оценить их...
Свойство воспринимать музыку поддается воспитанию. Наверное, можно добиться «универсального» восприятия музыки, когда один и тот же человек одинаково восторженно и серьезно может слушать музыку разных форм, характеров, стилей. Однако главную роль здесь, как мне кажется, играет индивидуальность и склонность человека, своего рода талант восприятия.
Композитор, сочиняющий оперу, волен создавать ее музыкально-драматургический образ любой музыкой. В шестидесятых годах я был в Лондоне на спектакле «Отелло»; это произведение называлось рок-оперой, потому что именно этот тогда модный стиль был избран создателями как главное художественное средство. Эта рок-опера воспринималась демократической публикой с большим интересом и пониманием, не меньше чем знаменитая опера Дж. Верди. Хотя очевидно, что художественный уровень этих произведений несравним. Но мы говорим не о художественном значении опер, а о возможности использования в качестве выразителя драматургии и рок-музыку. Легко представить, что музыка рок-оперы может быть превосходным выразителем драматических ситуаций. И легко представить, что музыка привычного классического стиля может оказаться несостоятельным средством раскрытия этих ситуаций.
Для оперы с современной (даже, можно сказать, злободневной) темой — «Рыжая Лгунья и солдат» — композитор Ганелин избрал особую манеру музицирования и звукового изложения всего, чем живут герои этого произведения. Она была основана на достижениях современной эстрадной музыки. Это не значит, что опера стала легче, легкомысленнее или доходчивее. Нет, это значит, что манера изложения музыкально-драматургического образа соответствовала событиям, точно их выражала. Это подтвердил успех спектакля у самой разной публики.
Может быть, нам приходилось слышать мелодии знаменитых классиков в обработке джазов? Например, арию Индийского гостя из оперы «Садко», или «Колыбельную» Моцарта, или «Песню половецких девушек» из оперы «Князь Игорь», отдельные куски из оперы американского композитора Гершвина «Порги и Бесс». Взяв в основу оригинальные мотивы этих произведении, джазовые музыканты по-своему интерпретируют их, не упрощая, а усложняя не только гармонизацию и ритмическую основу, но часто преобразуя и мелодию, делая ее более замысловатой и прихотливой.
Рояль (фр. royal — кopoлевский) — клавишный струнный музыкальный инструмент.
К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино — в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости. Благодаря большим возможностям инструментов, богатству звуков по высоте и силе звучания от громких (forte — громко) до тихих (piano — тихо) рояль и пианино получили общее название "фортепиано". Прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. В 1709 году во Флоренции, итальянец Бартоломео Кристофори придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи прогуливаясь по городу, увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент,и в начале XIX века родился рояль, от французского слова – королевский. Звучание рояля выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире. Исполнитель на рояле называется пианистом.
Состоит рояль из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно: удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая); ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы); удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщепленной клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя). Вес и длина рояля может быть разная, например концертный рояль МОСКВА весит 700 кг, а длинна его составляет 270 см.
В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко. Если же композиторы включают его в какое-нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу чёткими, даже суховато звучащими аккордами или пассажами. Но зато очень часто рояль и с оркестром выступает как солист. У многих композиторов есть музыкальные сочинения, написанные для рояля с оркестром. Одно из таких произведений самое известное и знаменитое - Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. В основном как правило за роялем играет один человек.
Многие задаются вопросом "а с какого возраста можно начинать обучение игре на рояле?"
ответ простой
Музыка влияет как на детей, так и на взрослых и играет важную роль в умственном и физическом развитии детей, если начать ей заниматься в раннем возрасте. Музыка уже присутствует в жизни детей в самом младенчестве в форме колыбельных или стихов, которые вы поете или играете для них. Но это только начало пути, который откроет им много преимуществ в будущем. Когда дети начинают учиться играть на рояле (пианино), они получат много скрытых преимуществ, которые повлияют на их тело, ум и душу. Отсутствие чувства одиночества и полное мгновенное облегчение при любой депрессии — вот всего два из многих преимуществ, которые человек получает при обучении игре на рояле (пианино).
Интересные факты о рояле
Самый дорогой из проданных роялей – Steinway model Z, принадлежавший Джону Леннону. Его купил с аукциона британский певец Джордж Майкл за 2,1 млн. долл. США. Сам Леннон в свое время отдал за него 1500 долл.
Самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.