№ 1
Четко зафиксированные в письменной форме нормы (правила) называют
А) предписывающими Б) запрещающими В) формальными Г) неформальными
№ 2
Право на свободу и личную неприкосновенность относится к
А) гражданским правам Б) политическим правам
В) социальным и экономическим правам Г) культурным правам
№ 3
Права человека неотделимы от самих людей, это означает, что они
А) носят всеобщий характер Б) неделимы
В) неотчуждаемы Г) связаны с обязанностями
№ 4
Что из перечисленного характеризует торговый бизнес в первую очередь?
А) производство продукта Б) реклама
В) купля-продажа Г) уплата налогов
№ 5
Игрушка, которую хочет Иннокентий, стоит 150 рублей. Он постепенно откладывал
деньги и смог сам совершить покупку в магазине, используя наличные. Какая
функция денег НЕ представлена в этом примере?
А) мера стоимости Б) средство обращения В) средство платежа Г) средство накопления
№ 6
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Конституция является основным и единственным законом Российской Федерации
2) Школьная дисциплина является примером специальной дисциплины
3) Перечень преступлений содержится в Уголовном кодексе РФ
4) Согласно принципу презумпции невиновности, пока невиновность человека
не доказана судом, он считается виновным
5) Эффективность труда в процессе производства называют производительностью
6) К постоянным затратам производства относят расходы на сырье, электроэнергию,
сдельную оплату труда работников
7) Людей, которые живут на проценты с предоставленного кому-либо в долг или
положенного на счет в банке денежного капитала или ценных бумаг, называют рантье
8) К произвольным расходам семьи относится покупка нового транспортного средства
9) Охрана природы осуществляется исключительно государственными органами
10) Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам не рас на иностранных граждан, лиц
без гражданства
Часть 2
ВАЖНО: если в формулировке задания используются выражения «как Вы думаете»,
«своими словами», «свой вариант» и т.д., это означает, что определения
и формулировки из словарей, учебника, с интернет-сайтов НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ.
Подбирайте синонимы, приводите примеры, старайтесь сформулировать ответ так, как
если бы Вы рассказывали его родителям (соблюдая нормы русского языка).
№ 7
1) Объясните своими словами значение слова свобода?
2) Как Вы думаете, почему в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод
человека, содержатся строгие ограничения?
№ 8
Ниже приведен перечень слов и словосочетаний. Все они, за исключением одного,
являются формами бизнеса.
1) Что из перечисленного не является формой бизнеса?
2) Объясните, почему это не является формой бизнеса своими словами.
3) Как выбранный Вами ответ связан с экономической деятельностью?
1) Индивидуальное предприятие 3) Товарищество
2) Акционерное общество 4) Страхование
№ 9
1) Как Вы думаете, почему возраст несовершеннолетних правонарушителей является
обстоятельством, смягчающим вину?
2) С какого возраста установлена ответственность за самые тяжкие нарушения?
Приведите два примера таких нарушений.
3) Предложите свой вариант того, как можно оступившимся подросткам
вернуться к нормальной жизни.
№ 10
Прочитайте текст и выполните задания
Конвенция о правах ребенка (отрывки)
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до
достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не
достигает совершеннолетия ранее.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на
жизнь.
Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на
имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих
родителей.
Статья 8
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей
индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается
законом, не допуская противозаконного вмешательства.
Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими
родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы,
согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и
процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка…
Задания
1) В семье Ивановых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей,
которому двадцать два года. Кто из них является ребенком согласно Конвенции?
Как Вы думаете, почему в документе установлен именно этот возраст?
2) Какие права ребенка защищает Конвенция?
Перечислите все права, которые есть в этом фрагменте. Выберите одно из них
и объясните его значение своими словами.
3) Как Вы думаете, в каких случаях возможно разлучение ребенка с родителями согласно
Конвенции?
Н. И. Шевандрин выделяет три формы барьеров:
1) барьеры понимания:
- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов) ;
- стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению) ;
- семантический барьер (различие в системах значений слов) ;
- логический барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств) ;
2) барьеры, социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения) ;
3) барьеры, отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию).
Рад