1. Какова связь “Символа пещеры” с объективно-идеалистическим учением Платона об эйдоса-идеях? 2. Чему уподобляются в “Символе пещеры”:
а) царство теней – пещера, люди-узники, цепи, сфера видимого людьми-узниками, тени на стене пещеры и эхо голосов, свет за спиной узников? “Пещерная жизнь” в целом как понимается?
б) царство света – мир за стенами пещеры, предметы в руках проходящих людей, солнце и его свет, жизнь в чистом свете солнца, созерцание солнца?
в) выход из пещеры, вал из камней в рост человека и огромный костёр у выхода;
г) освобождение от оков; узник, освободившийся от оков и созерцающий костер у выхода и людей, несущих вещи по тропе мимо пещеры; узник, вырвавшийся из стены пещеры и созерцающий вначале подлинные предметы в свете солнца, а затем – и само солнце?
3. Что мешает узникам покинуть пещеру?
4. Кто и при каком условии оказывается к подлинной свободе – созерцанию солнца?
5. Какова судьба тех, кому всё же удаётся покинуть пещеру?
6. Зачем, вырвавшись из пещеры, бывший узник вновь возвращается в неё (политический аспект символа)?
7. Какую мысль образно воплотил Платон в “Символе пещеры”?
Есть ли сходства между мифом о пещере Платона и современными когнитивными искажениями? Участникам предлагается подумать и вспомнить ситуации, когда они принимали неверные решения, принимая иллюзию за реальность. Что помешало оценить ситуацию правильно? Какие ошибки в мышлении Вы совершали и как их можно избежать? Зачем нужно мыслить правильно и какой результат можно получить, используя правильную культуру мышления.
ОТВЕТЬТЕ НА ОДИН ЛЮБОЙ ВОПРОС ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДЯХ.
1) Что такое гуманизм и какое место в мироздании занимает человек в концепциях мыслителей данного направления? В чем состоит новизна основных идей и тенденций гуманизма Ренессанса? ( письменно)
2) Что такое «утопия»? Придумайте свою утопию. Письменно. На основе известных утопий Т. Мора и Т. Кампанелла опишите свое утопическое государство: название, система управления, главные смыслы и ценности совместного бытия с учетом проблем современного общества. Обсуждение!
3) «Весь мир – это вечные качели… Даже устойчивость – и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание...» Кому из гуманистов принадлежит это сравнение и что имеется в виду? (письменно)
4) Впервые произнесено похвальное слово Глупости. Опишите главные мысли гуманистической концепции Эразма Ротердамского в его «Похвале глупости». Что понимается под глупостью? (письменно)
5) Почему тело человека многократно превосходит другие тела у гуманиста Маннети? (письменно)
ОТВЕТЬТЕ РАЗВЕРНУТО НА ОДИН ЛЮБОЙ ВОПРОС.
1) В чем различие между классическими и неклассическими типами философствования? В чем заключается переход от классической «философии сущностей» (essentia) к философии человеческого существования(existentia)? (письменно)
2) Почему существование предшествует сущности (первый принцип экзистенциализма Ж.П.Сартра)? Выразите свое отношение к данному тезису. (письменно)
3) Что такое воля Шопенгауэра? Почему человек находится в постоянном страдании? В чем А.Шопенгауэр видит «освобождение» человека от бесконечной цепи нужд и вожделений? (письменно)
4) Расскажите о своем восприятии этики А.Шопенгауэра. Обсуждение!
5) Почему рациональность Сократа сыграла злую шутку для европейского человечества (по работе Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»). В чем преимущество жизни эгоистов (Штирнер)? (письменно)
6) В чем заключается проблема начала русской философии? Что понимает В.В.Розанов под «метафизикой молчания»? (письменно)
7) В чем заключается сущность дискуссии между западниками и славянофилами об историческом пути России и ее отражение в русской философии? (письменно)
8) Какие особенности развития западной и русской культуры отмечает И.В. Киреевский? *письменно)
9) В чем смысл принципа Соборности (по А.С. Хомякову и В.С. Соловьеву)? (письменно)
10) В чем смысл руского космизма? (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский)? (письменно)
11) Назовите две базовые идеи Н.Ф. Федорова и охарактеризуйте их содержание. В чем смысл борьбы за онтологическую свободу по Н.Ф. Федорову? (письменно)
12) Назовите составляющие «этического синтеза» по В.С. Соловьеву? (письменно)
13) В чем состоит сущность подхода К.Н. Леонтьева к всемирной истории? (письменно)
14) В чем заключаются характерные черты консерватизма К.Н. Леонтьева?(письменно)
15) На каких аспектах человеческого бытия делал акцент в своей философии В.В. Розанов? К каким проблемам обращается В.В. Розанов в своей философии образования? (письменно)
16) Обсуждение! Расскажите о трех главных принципах образования В.В.Розанова («Сумерки просвещения»), насколько они актуальны для современной образовательной системы? (письменно)
17) Обсуждение! Познакомьтесь с небольшим рассказом И.А.Ильина «Рождественское письмо» («Поющее сердце»). В чем смысл любви по Ильину? (письменно)
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования
учреждения дополнительного образования взрослых
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
учреждения дополнительного образования детей
Күн жүйесі осыдан 4,9 млрд жыл бұрын пайда болған. Ғалымдар оның пайда болуын, о бастағы алып материяның жарылысымен байланыстырады. «Үлкен жарылыстан» кейінгі шаң-тозаң мен газдан қазіргі ғаламшарлар және басқа де ғарыш объектілері қалыптасқан деседі. Ал,енді бүгінгі ғылымның біздің ғажап ғаламшарымыз орналасқан Күн жүйесі жайлы дәлелдеген қызықты деректеріне тоқталсақ.
– Күн жүйесіндегі жалпы массаның 99.86% Күннің өзіне тиесілі. Ал,қалған сегіз планета бұл жүйедегі салмақтың небәрі 0,14% құрайды.
– Күн жүйесінде 1 жұлдыз (Күн), 8 ғаламшар, 5 ергежейлі ғаламшар, 181 ай, 566000 астеройд, 3100 комета бар.
– Күнге жақын орналасқан төрт ғаламшар (Меркурий, Шолпан, Жер және Марс) негізінен металл мен тастан тұрады. Оларды ғылымда «жерлік ғаламшарлар» деп те атайды.
– Жүйедегі Юпитер мен Сатурн ең үлкен «газ алыптары» саналады. Бұл ғаламшарлар сутегі мен гелийден құралған.
– Уран мен Нептун, негізінен, мұздан тұрады. Әрі бұл ғаламшарларда су,аммиак және метан басым болып келеді. Сол себепті, бұл екі ғаламшардың «мұз алыптары» деген қосарлама атағы бар.
– Плутон біз ойлағандай Күн жүйесінің негізгі ғаламшарларының бірі емес. Оны 2006 жылы Халықаралық Астрономиялық Кеңес ұзақ пікірталастан кейін «ең кіші ғаламшар» атағынан айырады. Ол бүгінгі күні «ергежейлі ғаламшар» деп мадақталған.
– Күн жүйесінің құрамына аталмыш ғаламшарлардан бөлек Церера, Хаумеа, Макамека және Эрис атты ергежейлі ғаламшарлар, астероидтар, кометалар, астероидтық белдеулер және Койпер белдеуі кіреді.
– Нептун Күннен қабылдаған жылуынан көп энергияны өзінен бөліп шығарады екен. Ғылымға бұл жұмбақтың шешімі әлі күнге белгісіз болып келеді.
– Сатурнның Лапетус атты айының екі түсі бар.
– Юпитердің серігі саналатын Титанда сұйық элементтер кездеседі. Бірақ,ғалымдар мұның су емес екеніне сенімді.
– Сатурнның солтүстік жартышарында алтыбұрышты дауыл ойнап тұрады. Алайда, оның неліктен алтыбұрышты екендігі ғылым үшін үлкен сұрақ болып тұр.
– Күн жүйесінің шегінде тағы бір аса зор ғаламшар бар болуы мүмкін. Бұл байламға Калифорния технологиялық институтының ғалымдары математикалық есептеулерден кейін келген. Егер, бұл рас болса Койпер белдеуіндегі кейбір нысандардың түсініксіз қозғалысының сыры ашылуы мүмкін.
– Сақина Күн жүйесіндегі сыртқы ғаламшарлардың бәрінде кездеседі. Бірақ, оның барлығы Сатурндікіндей ғаламат емес. Сонымен қатар, ғалымдар сақинаның астероидтарда да кездесетіндігін байқаған.