1. Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире, так ли это: а) нет
б) отчасти
в) да
2. И чувственное, и рациональное познание:
а) даёт наглядный образ предмета
б) формирует знания и представления о предмете
в) использует логические умозаключения
3. Вставьте пропущенное слово.
Знание, которое не зависит от личности того, кто познаёт: ни то человека, ни то человечества – это…истина.
Запишите ответ:
4. Какому из терминов соответствует определение?
Мысль, которая отражает существенные признаки объекта, явления.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
а) понятие
б) умозаключение
в) представление
г) суждение
д) дедукция
5. Какому термину соответствует определение?
Направление в философии, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разума.
Запишите ответ:
6. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) формирует наглядный образ предмета
б) осуществляется в форме ощущений и восприятий
в) использует логические умозаключения
7. Что из перечисленного соответствует понятию
а) учёба
б) талант
в) общение
8. И религиозному, и научному знание о мире свойственно то, что они:
а) предполагают доказательства
б) носят объективный характер
в) могут передаваться из поколения в поколение
9. Что из перечисленного нельзя считать критерием истины?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
а) знания должны соответствовать уже открытым и доказанным законам
б) знания должны быть проверены на опыте, подтверждены практикой
в) знания должны быть подкреплены авторитетным мнением
г) знания не должны противоречить законам логики
10. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:
а) взаимодействие
б) отрочество
в) деятельность
11. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определённой деятельности:
а) потребность
б
в) сознание
12. Наглядный образ предмета, воспроизведённый по памяти в воображении:
а) представление
б) восприятие
в) интуиция
13. Установите соответствие между формами и этапами (уровнями) познания.
Укажите соответствия для всех 5 вариантов ответа:
Этапы Формы познания
А) представление 1) чувственное познание
Б) умозаключение 2) рациональное познание
В) суждение
Г) понятие
Д) восприятие
14. К какой форме чувственного познания следует отнести отражение разнообразных значимых для человека свойств окружающей среды:
а) к восприятию
б) к представлению
в) к ощущениям
15. В ходе осуществления деятельности происходит формирование:
а) кругозора
б) мировоззрения
в) личности
16. Кто является автором определения: «Истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности».
а) Аристотель
б) Спиноз
в) Диоген
г) Платон
д) Сократ
17. Оценка человеком своих качеств возможностей:
а) потребность
б) самооценка
в) сознание
18. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется:
а) критерием истины
б) объективной истиной
в) абсолютной истиной
19. Относительная истина – это знание:
а) ложное
б) неполное
в) необоснованное
20. О каком характере истины свидетельствует высказывание:
«Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?
а) о научном
б) об относительном
в) об абсолютном
21. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», является результатом:
а) теоретического анализа
б) непосредственного наблюдения
в) социального эксперимента
22. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) опирается на здравый смысл
б) использует понятия и суждения
в) соответствует предмету познания
23. Утверждение, не соответствующее истине, при этом высказанное осознано, называется:
а) ложью
б) заблуждением
в) ошибкой
24. Понятие – это форма мысли, которая:
а) формирует наглядный образ предмета
б) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
в) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
25. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет
Основной гносеологический вопрос (вторая сторона основного вопроса философии) ―
вопрос о принципиальной возможности получения объективно-истинного знания о
действительности.
Гносеологические позиции по вопросу о познаваемости мира:
Скептицизм
• Выражает
сомнение в
возможности
познания мира на
уровне сущности
Агностицизм
• Отрицает
возможность
познания мира
на уровне
сущности
Гносеологический
оптимизм
• Признает
возможность
познания мира на
уровне сущности