1. прочитайте текст и ответьте на вопросы.
российский философ б. т. григорьян (1930—1996) об особенностях философского знания.
научное знание. . является могучим средством покорения при¬роды, решения практических , необходимых для воспроиз¬водства человеческой жизни. но при всех его огромных возможно¬стях, включая и осуществляемое общественными науками прогнозирование и планирование хозяйственной и социальной деятельности на определенный период, оно само, самостоятельно, без других форм интеллектуальной и духовной деятельно¬сти, не выработать те общие принципы и нормы челове¬ческого поведения, которые определяют основные жизненные установки человека, его образ жизни, саму стратегию человеческо¬го и общественного развития. при всех своих огромных познава¬тельных возможностях конкретно-научное знание не вы¬явить и зафиксировать все возможные позитивные и негативные последствия общественной жизнедеятельности, в частности по-следствия современного научно-технического творчества людей.
< . . > в отличие от научного знания, служащего главным обра¬зом конкретным и практическому ориентированию чело¬века в мире, философия может быть охарактеризована как «спа¬сающее» знание. разумеется, в данном случае речь идет не о божественном искуплении и достижении блаженной жизни в «царствии небесном», а о социальной и нравственной ответствен¬ности человека и человечества в организации и соответствующем направлении современной личной и общественной жизни, о нии человеческой жизни на земле, о чрезвычайной актуальности сегодня гуманистической, мировоззренческой, регулятивной и методологической функций философии, об одной из тех ее тради-ционных функций, в которой она выступает как теоретическое учение о жизненной мудрости, о путях и средствах оправдания человеческой жизни, о той , которую она может и должна оказать в решении коренных жизненных проблем человечества.
рассмотрение отношений, в которых находится философия, эта область духовной деятельности человека, и сам человек как субъект и творение современной эпохи, подводит к необходимости освещения вопросов о природе философского знания и его главенствующей функции в современ¬ном мире, о том, что она дает и может дать для решения жизнен¬ных проблем человека, и, наконец, о человеке как проблеме са¬мой философии.
как самосознание культуры определенной эпохи философия вырабатывает свои теоретические принципы и ценностные установки в зависимости от особенностей развития науки и социальной практики этой эпохи, от удельного веса и обществен¬ной значимости различных сфер духовной культуры. вполне по¬нятно и оправданно поэтому выяснение функций и характера фи-лософии наших дней прежде всего в контексте ее отношений с наукой, удельный вес которой необычайно возрос в жизнедеятель¬ности современного общества. никто не будет отрицать возросшее значение методологических и критико-рефлексивных функций философии в отношении научного знания, ее роли в обеспечении междисциплинарного сотрудничества. столь же очевидно огром¬ное значение конкретно-научного знания как содержательного ис¬точника философского знания, философскую дея¬тельность и обогащающего его миропредставления. положительно сказывается и должно сказываться органичное включение в осно¬воположения и методы философии мыслительных стандартов, критериев рациональности и научности, складывающихся в лоне конкретно-научного знания и его теоретических построений.
григорьян б. т. человек. его положение и призвание в современ¬ном мире / б. т. григорьян. — м. : мысль, 1986. — с. 88—94.
1) разбейте приводимый текст на основ¬ные логические блоки; сформулируйте и запишите возможные названия каждого из них.
2) выпишите из текста перечень функций философии и попытай¬тесь сформулировать содержание каждой из них. зачем, по-ваше¬му, нужна философия, когда возникают потребности сотрудниче¬ства разных научных дисциплин?
3) насколько удачным представляется вам авторское определение философии как «спа¬сающего» знания? есть ли у вас свое определение?
4) можно ли утверждать, что фило¬софия является наукой наук? если нет, то почему?
- Введение;
- Особенности научного знания;
- Роль и функции философии;
- Отношение философии к науке;
- Заключение.
Названия каждого блока:
- Введение: "Философия в современном мире";
- Особенности научного знания: "Научное знание и его возможности";
- Роль и функции философии: "Философия как спасающее знание";
- Отношение философии к науке: "Сотрудничество философии и науки";
- Заключение: "Философия как наука наук?".
2) Функции философии, обозначенные в тексте:
- Определение общих принципов и норм человеческого поведения;
- Определение основных жизненных установок человека и его образа жизни;
- Определение стратегии человеческого и общественного развития;
- Определение позитивных и негативных последствий общественной жизнедеятельности;
- Регулирование, оправдание и решение коренных проблем человечества.
Философия необходима при возникновении потребности сотрудничества разных научных дисциплин, так как она способствует объединению научных знаний и методов, разработке общих принципов, а также обеспечивает критический взгляд и рефлексию на результаты научных исследований.
3) Авторское определение философии как "спасающего" знания представляется удачным, так как подчеркивается важность философии в решении социальных и нравственных проблем человечества. Это определение говорит о том, что философия имеет целью не только нахождение ответов на вопросы существования и познания мира, но и успешное ориентирование в современном обществе.
4) Философия не является наукой наук, так как ее функции и методы отличаются от тех, которые применяются в конкретных научных дисциплинах. Философия рассматривает общие вопросы бытия, познания, ценностей и морали, не стремится к конкретным экспериментам и проверкам гипотез. Она занимается рефлексией и анализом, а не исследовательской деятельностью в том смысле, как это делают науки, ориентированные на напрямую доступные наблюдению и экспериментам предметы.