1. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Общественный прогресс — одна из форм ———————(1) социума. Он проявляется в переходе к более высокому уровню развития материальной и духовной (2).
Понятие «прогресс» можно применять как к (3) в целом, так и
к отдельным ее элементам. Отношение исследователей к (4) общественного прогресса неоднозначно. В ряде сфер, социальных
институтов отмечается застойное, попятное развитие. Можно также говорить
о (5) развития, движении по кругу.
Для определения степени прогрессивности того или иного общества
традиционно использовались два (6): уровень производительности
труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает
еще один — уровень (7) в обществе.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем
вам потребуется для заполнения пропусков.
А) результат Б) современное общество В)изменение Г) нравственность Д) цикличность Е) революция Ж) культура 3) социальная система И)информатизация К)критерий
2. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.
1) большинство трудо населения занято в сфере услуг 2) в управлении широко применяются электронные технологии 3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности 4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины 5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности 6) динамичность общественных перемен
ответ:
3.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа (характеристики) современного института образования в РФ.
4.Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) экономическая Б) духовная В) социальная
ФАКТ
1) исследование жизни обитателей морского дна
2) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей
3) сокращение бюджетных расходов на науку
4) развитие средних слоев общества в структуре населения
5) оказание медицинских услуг
6) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной
5.Решите задачу. Виктор учится в 9 классе экономического лицея и готовится к государственной итоговой аттестации
(ГИА). На каком уровне образования находится Виктор?
6.Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) занимательность
2) серийность
3) тиражируемость
4) анонимность
5) сложность восприятия
6) образность
ответ:
7.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
6) наиболее востребована в современном обществе
ответ:
8.Найдите в приведенном ниже списке признаки реформы как формы социальных изменений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) затрагивает определенную сторону общественной жизни
2) осуществляется правящими кругами
3) носит характер коренного качественного переворота
4) касается всего общественного устройства
5) инициируется народными массами
6) совершается как мирным, так и вооруженным путем
ответ:
9. Сравните право и мораль как социальные регуляторы общественной жизни, что общего между этими нормами и в чем отличие?
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) результат Б) современное общество В)изменение Г) нравственность Д) цикличность Е) революция Ж) культура 3) социальная система И)информатизация К)критерий
2. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.
Ответ: 3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности, 4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины, 5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности.
3.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа (характеристики) современного института образования в РФ.
Ответ: Примеры принципов современного института образования в РФ:
1) Обеспечение доступности образования для всех граждан, независимо от их социального положения или места проживания. Например, создание школ и университетов в отдаленных районах страны.
2) Развитие компетенций и навыков, необходимых для успешной профессиональной и социальной адаптации в современном мире. Например, учебные программы, включающие изучение информационных технологий и английского языка.
3) Использование инновационных методов обучения и современных технологий. Например, внедрение электронных учебников, интерактивных досок и онлайн-курсов.
4.Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Ответ: 1) институты науки и образования - В) духовная, 2) институт брака и семьи - А) экономическая, 3) институт науки - А) экономическая, 4) структура населения - В) социальная, 5) медицина - А) экономическая, 6) наука - Б) духовная.
5.Решите задачу. Виктор учится в 9 классе экономического лицея и готовится к государственной итоговой аттестации (ГИА). На каком уровне образования находится Виктор?
Ответ: Виктор находится на уровне среднего образования.
6.Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 2) серийность, 3) тиражируемость, 4) анонимность.
7.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1) авторство часто не определено, 3) не требует специальной подготовки для своего восприятия, 4) появилась раньше других форм культуры.
8.Найдите в приведенном ниже списке признаки реформы как формы социальных изменений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1) затрагивает определенную сторону общественной жизни, 3) носит характер коренного качественного переворота, 5) инициируется народными массами.
9. Сравните право и мораль как социальные регуляторы общественной жизни, что общего между этими нормами и в чем отличие?
Ответ: Как социальные регуляторы, право и мораль имеют общую цель - регулирование поведения людей в обществе. Однако отличие между ними заключается в их характере и способе регулирования. Право - это нормы и правила, формализованные и установленные государством, а Мораль - это набор норм и ценностей, носящий субъективный характер и основанный на этических убеждениях каждого отдельного индивида. Право обязательно для исполнения, нарушение которого влечет юридические последствия, в то время как мораль имеет определенные требования и стандарты, но их соблюдение и реализация зависят от личной совести и моральных убеждений каждого человека.