1. Проведите исследование. Сравните экосистему пресного водоема с экосистемой леса. Для исследования используйте рисунки 1 и 2, на странице 176. Заполните таблицу.
общественными организациями и системой национальных внутригосударственных органов и
учреждений, гарантиях реализации прав и свобод различных социальных групп и отдельных
людей, а также общественные отношения, возникающие в процессе национальной и международной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Главной целью курса является не только формирование гуманистического миропонимания,
чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого понимания
основного содержания прав, свобод и обязанностей, но и содействие обретению студентами
знаний о системе прав человека, закрепленных в международных стандартах, региональных
нормах права, национальном законодательстве Республики Беларусь, а также об
особенностях защиты прав человека на универсальном международном уровне,
специализированными региональными институтами и общественными правозащитными
организациями и системой государственных органов.
Задачами учебного курса являются – формирование у студентов определенных
представлений, знаний, умений и навыков.
Современные концепции происхождения и содержания прав и свобод человека
Права человека в любом современном обществе являются важнейшим государственноправовым институтом, с которого регулируется правовой статус личности,
определяют- ся меры и пределы воздействия на нее, возможности участия граждан
в государственных и общественных процессах путем реализации прав и свобод личности,
становления и совершенствования юридических иных гарантий защиты прав и свобод, а
также контрольных механизмов за их соблюдением. Каждое государство самостоятельно
определяет свою внутреннюю политику в области прав человека, опираясь на научные
представления, концепции, учения и на их основе провозглашает в национальном
законодательстве определенную совокупность прав и свобод и устанавливает возможный
объем, формы и их реализации, создает институциональную систему защиты и
обеспечения прав, основных свобод и обязанностей человека и гражданина.
Традиционно в теории права выделяются следующие школы права: естественно-правовая,
позитивистская, нормативистская, социологическая, психологическая, историческая, восПраво прав человека
2
точно-славянская, либертарианская и некоторые иные теоретико-правовые концепции,
определяющие происхождение государства и права, их развитие и, безусловно, место и
природу прав человека в их системе.
Естественно-правовая (договорная) концепция права. Осознание проблемы прав человека
как научной, ее теоретическое обоснование, а позже – и правовая регламентация неразрывно
связаны с появлением и распространением идей естественного права в Древней Греции и
Древнем Риме, с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона,
Ульпиана, Демосфена, Антифона и других римских юристов. Еще в V–IV вв. до н. э.
древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют
одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естественноправовые идеи приобретали ярко выраженный религиозный характер. В эпоху средневековья
они получили развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из
основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественноправовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения
Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
люди изначально неравны по своим характерам условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).
Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
Дисциплину «Право прав человека» следует понимать условно в трех контекстах: как
учебную дисциплину, как область научных знаний и исследований и как совокупность
нормативных правовых актов, направленных на урегулирование (закрепление, защиту,
обеспечение) основных прав и свобод человека.
Предметом изучения учебной дисциплины «Права человека (Право прав человека)»
выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека,
гражданина и социальных общностей, научные труды в данной области ученых-правоведов,
специалистов смежных областей знаний Республики Беларусь и других государств; основные
формы правового закрепления прав, свобод и обязанностей в международных стандартах,
региональных нормах права и национальном законодательстве Республики Беларусь; об
особенностях механизмов защиты и обеспечения прав человека на универсальном
международном уровне, специализированными региональными институтами,
общественными организациями и системой национальных внутригосударственных органов и
учреждений, гарантиях реализации прав и свобод различных социальных групп и отдельных
людей, а также общественные отношения, возникающие в процессе национальной и международной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Главной целью курса является не только формирование гуманистического миропонимания,
чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого понимания
основного содержания прав, свобод и обязанностей, но и содействие обретению студентами
знаний о системе прав человека, закрепленных в международных стандартах, региональных
нормах права, национальном законодательстве Республики Беларусь, а также об
особенностях защиты прав человека на универсальном международном уровне,
специализированными региональными институтами и общественными правозащитными
организациями и системой государственных органов.
Задачами учебного курса являются – формирование у студентов определенных
представлений, знаний, умений и навыков.
Современные концепции происхождения и содержания прав и свобод человека
Права человека в любом современном обществе являются важнейшим государственноправовым институтом, с которого регулируется правовой статус личности,
определяют- ся меры и пределы воздействия на нее, возможности участия граждан
в государственных и общественных процессах путем реализации прав и свобод личности,
становления и совершенствования юридических иных гарантий защиты прав и свобод, а
также контрольных механизмов за их соблюдением. Каждое государство самостоятельно
определяет свою внутреннюю политику в области прав человека, опираясь на научные
представления, концепции, учения и на их основе провозглашает в национальном
законодательстве определенную совокупность прав и свобод и устанавливает возможный
объем, формы и их реализации, создает институциональную систему защиты и
обеспечения прав, основных свобод и обязанностей человека и гражданина.
Традиционно в теории права выделяются следующие школы права: естественно-правовая,
позитивистская, нормативистская, социологическая, психологическая, историческая, восПраво прав человека
2
точно-славянская, либертарианская и некоторые иные теоретико-правовые концепции,
определяющие происхождение государства и права, их развитие и, безусловно, место и
природу прав человека в их системе.
Естественно-правовая (договорная) концепция права. Осознание проблемы прав человека
как научной, ее теоретическое обоснование, а позже – и правовая регламентация неразрывно
связаны с появлением и распространением идей естественного права в Древней Греции и
Древнем Риме, с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона,
Ульпиана, Демосфена, Антифона и других римских юристов. Еще в V–IV вв. до н. э.
древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют
одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естественноправовые идеи приобретали ярко выраженный религиозный характер. В эпоху средневековья
они получили развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из
основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественноправовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения
Объяснение:
Механизм социальной эволюции Спенсера
Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
люди изначально неравны по своим характерам условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).
Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
Объяснение: