1. Составьте план приведённого текста. 2. Какова история слова «гражданин» ?
3. Что означало понятие «гражданин» в Древнем Ри-
ме?
4. Какова его современная характеристика?
5. Назовите правовые последствия принадлежности
лица к государству.
6. Почему в России звание «гражданин» считалось
почётным?
III. Заполняем таблицу
Евгений Александрович Родионов — первый воин российской армии, которого в конце 2003 года было предложено канонизировать. Является местночтимым святым в Сербии. Священник Московской Патриархии Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».
В патриотической прессе лет много писалось о подвиге 19-летнего солдата Евгения Родионова, в 1996 г. оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и не снявшего с себя нательного креста. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, — и сюда идут, и идут люди. А однажды на могилу Евгения близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду — медаль «За отвагу» — и положил ее на могильный камень...
Родился Евгений Александрович Родионов 23 мая 1977 г. в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать - Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.
Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.
В городе Озерске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской части учебной части №2631 пограничных войск Российской Федерации (ныне расформирована).
После учебного подразделения 25 июня 1995 г. призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 г.) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 г.
13 января 1996 г. Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен. 18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми — Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым — взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 г. недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Из подъехавшей машины «Скорой которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже — более десятка вооруженных до зубов бандитов. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами.
А затем начался плен…Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года — в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения — ему как раз исполнилось 19 лет. Российскими войсками Бамут был взят — на следующий день.
Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев, который вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года.
Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
Для того, чтобы выделить ряд особенностей современного этапа развития российской социальной работы, необходимо определить, что она из себя представляет. Дать однозначный ответ не получится, так как в современной научной литературе отсутствует единство мнений по этому вопросу.
Социальная работа в самом общем виде представляет собой сложное общественное явление, выражающееся в своеобразной которую общество реализует в конкретный исторический период, в соответствии с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Социальная работа также выступает как самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебная дисциплина.
Национальная Ассоциация социальных работников США понимает под социальной работой «профессиональную деятельность по оказанию с целью усиления и возрождения индивидов к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий».
Таким образом, в узком смысле можно определить социальную работу как профессиональную деятельность по организации индивидам и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, по их психосоциальной реабилитации и интеграции.
Из этого следует, что практическая цель социальной работы заключается в том, чтобы тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.
В нашем государстве социальная работа представляет собой постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе сложный процесс с многовековой историей. Каждый из этапов ее имеет свои особенности.
Что касается современного этапа развития российской социальной работы, то первой особенностью можно признать фактическое отсутствие возможности применения на практике уникального исторического опыта в сфере социальной
Многолетняя дореволюционная историческая традиция широкой социальной деятельности в сфере оказания в большей части была однажды безвозвратно утрачена, а сохранившиеся уникальные наработки применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно, так как исторический контекст их становления и развития слишком разнится с нынешним.
Социальная система, построенная на воспитательной, культурно-массовой и просветительской работе среди населения в советский период, вследствие развала СССР, также была разрушена.
Из этого следует, что Россия образовала современную национальную систему социальной работы практически заново. Отечественным специалистам в области социальной работы приходилось одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты и заниматься разработкой научной концепции. Что также представляет собой особенность современного этапа развития социальной работы.
Главными достижениями на сегодняшний день можно считать активную наработку законодательной базы и процесс становления круга профессиональных социальных работников обеспечить работу со значительным количеством населения.
Современный этап развития социальной работы в стране можно также характеризовать направленностью на борьбу с определенной социальной напряженностью. О ней свидетельствуют высокий коэффициент смертности, растущее число детей, рожденных вне брака, и детей-сирот при живых родителях, многочисленные разводы, большая доля неполных семей, огромное количество производимых абортов, обострение проблем детской инвалидности, рост преступности несовершеннолетних. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.
Другой особенностью можно назвать тенденции благотворительности. Ведь зрелость гражданского общества определяет не только развитое законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и наличие негосударственных благотворительных организаций.
В заключение хотелось бы отметить, что социальная работа в России находится только в стадии развития, поэтому современный этап можно характеризовать выработкой научных концепций социальной работы, наработкой законодательной базы, разработкой различных социальных технологий. И нельзя не отметить значимую роль социальной педагогики и в общем деятельности социальных работников в социальной политике государства.