1. в работе «о гражданине» гоббс сравнивает общество с часами. когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. при последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. в результате нам станет понятным, что такое общество. в чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода? 2. маркс утверждал: «возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов». сформулируйте эту же мысль, используя понятия производства» и «общественно- формация». разделяете ли вы марксистскую идею о примате в жизни общества? свой ответ аргументируйте. 3. сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве платона и маркса. что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия? 4. философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл . какие события xx в. поставили под сомнение оптимизм мыслителей
Вопрос 1:
Преимущества «разборно-сборного» метода заключаются в том, что при изучении, для понимания какого-либо общественного явления, нам следует изучать это явление отдельно или человека отдельно. Так, изучая отдельные части общества мы получаем целую картину. Метод наблюдения не позволяет анализировать и вникать в функции каждого элемента. Недостаток в том, что отдельное не всегда идентично целому, как и наоборот, особенно в вопросе общества.
Вопрос 2:
Формулировка: «Возьмите определенный производства» и вы получите «общественно-экономическую формацию». Я разделяю марксистскую идею, но считаю, что она подходит для индустриального общества и сейчас уже не актуально. То бишь она не универсальна.
Вопрос 3:
Существенные различия заключаются в том, что Платон видит во главе государства лидера-мудреца, в государстве общее все, но правители и военные живут за счет демиургов. Маркс, наоборот, считает, что важная роль в обществе отдана стратификации, а значит и мобильности. Общее заключается в том, что и Платон, и Маркс делят общество на классы.
Вопрос 4:
Вероятно, обе мировые войны и распространение коммунистической идеологии на многие страны мира в 20 веке поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей То есть прогресса в происходящем они не наблюдали.