10* Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал: «Что такое гражданин? Отечества достойный сын!». Как вы понимаете смысл этих строк? Используя знание истории и/или личный социальный опыт, приведите два примера поступков достойного гражданина.
11* Перечислите официальные символы Челябинской области. Дайте краткое описание одного из них.
12* В 2017 году учащиеся шестых классов МАОУ «СОШ №84 г. Челябинска» приняли участие в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин!». Ребята разработали макет настенного календаря, каждый месяц которого посвящен национальному празднику одного из народов, чьи представители обучаются в школе. Описание праздников сопровождалось фотографиями и рецептами традиционных блюд, которыми принято угощаться в праздничные дни. К примеру, для русской Масленицы - это блины, а для татарского Сабантуя - чак-чак. После работы над проектом ребята стали с большим уважением относиться к национальным традициям друг друга.
Иллюстрацией какого обществоведческого понятия может служить описанная история? Выскажите предположение, как знакомство с культурой и бытом разных народов может содействовать укреплению межнациональной дружбы?
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ни Мухаммаду через ангела Джибрила.
Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно- этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.
Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.
Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.
Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур. Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Слова "смелость" и "мужество" обычно считают синонимами, или близкими по значению. Какой смысл в них вкладывается? Прежде всего, это совершать правильные поступки в опасных или рискованных ситуациях. Всем известно, что легко поступать правильно тогда, когда тебе это ничем не грозит и ничего не стоит. В безопасной ситуации правильно поступит любой. Но любой ли поступит правильно тогда, когда это чем-то угрожает, или результат достанется дорогой ценой?
Представим себе ситуацию. Человек идет по вечерней улице и видит, как банда пьяных хулиганов пристает к девушке. Какой поступок в данном случае правильный, продиктован нормами нравственности? Вступиться за девушку, разумеется. Но каждый ли так поступит, если это угрожает конфликтом с бандой хулиганов, которая может избить или даже убить? Нет, не любой. На такой поступок только мужественный и смелый человек.
Мужество и смелость могут быть связаны не только с физической, но и с социальной опасностью. Представим себе другую ситуацию. Школьник на перемене разбил окно. Никто не видел, что это он разбил. Тем не менее, разбившего окно ищут. Что велят в данном случае нормы нравственности? Сознаться в том, что это он разбил окно. Но это связано с возможным наказанием. Сознается ли школьник в своём поступке, или свалит на кого-то другого? Если он смел и мужественен, то сознается.