20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущены слова (сочетания слов). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков, обозначенных буквами (возможно изменение окончаний). Возникнув в силу объективных (А), право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует (Б) права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и (В) данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя всё социально ценное от (Г), господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и (Д). В результате оно приобретает значительную (Е) по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. Слова (сочетание слов) для выбора:
1) материальный интерес
2) обычаи
3) регулирование
4) причины
5) содержание
6) цивилизация
7) самостоятельность
8) духовный уровень
2. Высшая исполнительная власть в стране принадлежит президенту, который избирается на шестилетний срок прямым всенародным голосованием.
3. Столица Финляндии-Хельсинки.
4. Финский, шведский, русский, эстонский, английский и др.
5. Территория Финляндии делится на регионы, на города и коммуны. Регионы управляются агентствами регионального управления. Представительные органы городов — городские думы, избираемые населением, исполнительные органы городов — городские правления. Представительные органы коммун — коммунальные думы, раннее в мелких коммунах — коммунальное собрание.
6. Демократический политический режим.
Болезни и похороны
Болезни, по поверию татар, посылаются Аллахом или злыми духами как наказание за грехи. Знахари и знахарки ирымджи, джимджи и другие лечат их своеобразными средствами, среди которых играет значительную роль заговор, внушение и массаж. Похороны происходят по правилам шариата. Покойника обмывают, заворачивают в белую простыню и кладут в могилу без гроба. Поминки происходят на 7-й и 40-й день и через год после смерти. Большой интерес представляют разнообразные, в зависимости от времени погребения, каменные надгробные памятники на старых кладбищах.
Верования
Крымские татары стали мусульманами с XIII в. Ислам проник в весь уклад их жизни. Муллы до революции пользовались решающим влиянием во всех житейских вопросах. Но все же исламу не удалось окончательно вытеснить древние языческие поверия. Они находят свое выражение в некоторых празднествах и верованиях, даже в порядке празднования в деревнях чисто мусульманских праздниках Уразы (Рамазан) и Курбан-байрам можно подметить отсутствующие в шариате подробности. Еще в большей степени это относится к Хыдырлезу, празднуемому 23 апреля. Пир всем селением на лужайке, игры, скачки и, главное, гадание об урожае при особого хлебца калакай, изобличают древнюю языческую сущность этого праздника. В степи эти черты выступают особенно выпукло, на южном берегу они более затемнены. Почти повсеместно празднуется также и день Нового года, известного на южном берегу под греческим названием Каланда, в других местах его называют Елбаш-гельди или Елбаш-байрам. К этому дню приготовляют халву — эльва и в некоторых селениях молодежь колядует. Следы прежде существовавшего праздника пробуждения природы сохранились в поэтическом обычае южнобережных деревень. Весной, в день появления первых цветов мальвы, дети насаживают их на сухие ветви и ходят по домам с чудесной песенкой:
С приходом весны плугом ячмень сеют,
В садах свежие деревца сажают, —
В горах снега и льды.
Здесь появился первый цветочек
Привел чичег (цветок) — лето пришло
От соловья весть пришла, —
В горах снега и льды.
Вот пришел первый подснежник...
В каждом доме детей наделяют сушеными фруктами и сладостями. В степном районе, кроме того, празднуют Сабан-бай-рам (праздник посева) и Арман-байрам (праздник жатвы).
Представление об Аллахе и Магомете слишком отвлеченно и неясно для крымского крестьянина. Значительно ближе к нему стоят различные святые — азисы. Обычно так называются расположенные вблизи селения могилы угодных богу святых людей, когда-то трагически погибших на этом месте. По ночам, по поверию, на этих гробницах зажигаются зеленые огоньки, и это является знаком их святости. Сюда являются с молитвами и приношениями во время праздников.
Особенно много у татар всякой нечисти и темных духов. Здесь мы встречаемся с арабскими чертями — джином, шайтаном, которых народная фантазия переделала на свой лад; тут и албасты, душащий человека во сне дэв или див — древний иранский бог света дэва, превратившийся еще на Кавказе в страшного черта Дэви и дошедший до Крыма в образе обросшего шерстью великана. Новогодний черт с греческим названием кунджала или конджалос, черный, с железными когтями. В ночь под Новый год он вскакивает на плечи запоздавшего путника и гоняет его до утра. В степи от него разводя большой костер. Верят татары и в оборотней — дяду и обур, в которых превращаются после смерти колдуны. Они днем режут барашков, а ночью — людей. Кайшаяк — странный черт с ременными ногами. Готи — пугающий по ночам детей. Драконы Ад-жага и Джалынлы-илан, медведь с цепью — зынчирлы-аю также играют роль злого духа.
В народной памяти в образе всевозможных темных духов живут все прежние боги и черти.