- 4. Прочитайте текст и выполните задания. Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе... Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Мож- но очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстано- вить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще... Природа при этом сама человеку, ибо она «живая». Она обладает - ностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстанови- мы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в , с определёнными мастерами. Каж- дый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится на- вечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя... На земле становится тесно для памятников культуры не пото- му, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивы- ми и заманчивыми для градостроителей. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры без разбора и «суда». Каж- дый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. 1) Составьте план текста.
2) Как, по мнению автора, природа человеку в восста новлении утрат? При каком условии это возможно?
3) Какое различие между экологией природы и экологией культу ры установил автор? Как, по-вашему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?
4) Почему «на земле становится тесно для памятников культу- ры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажите три предположения.
5) Какое участие в сохранении памятников культуры можете при- нять вы и ваши сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажите любые три-четыре формы участия. 6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два-три объяснения
- Введение: необходимость хранить здания и ландшафт вместе
- Первый аспект: различие между экологией природы и экологией культуры
- Второй аспект: утраты и восстановление в природе
- Третий аспект: утраты и восстановление в культуре
- Связь памятников культуры с окружающим ландшафтом
- Теснота для памятников культуры на земле и предположения об этом
- Участие в сохранении памятников культуры
- Связь сохранения памятников культуры с будущим человечества
2) По мнению автора, природа помогает человеку в восстановлении утрат. Она обладает способностью к самоочищению и восстановлению нарушенного человеком равновесия. Однако, это возможно только до определенной степени и при условии, что не будет превышена критическая грань утрат, и не будет погибших видов растений и животных.
3) Различие между экологией природы и экологией культуры состоит в том, что утраты в природе восстановимы в определенных пределах, в то время как утраты в культуре невосстановимы. Памятники культуры всегда индивидуальны и связаны с определенной эпохой и мастерами. Они подвержены разрушению, искажению и не в состоянии самостоятельно восстановиться. Памятники культуры также связаны с окружающими их ландшафтами, как часть их среды.
4) Процесс застройки и увеличение населения приводят к тому, что на земле становится тесно для памятников культуры. Они привлекают градостроителей, которые предпочитают строить на обжитых и красивых местах. Три предположения:
- Недостаток участков соответствующего размера для сохранения памятников культуры
- Отсутствие средств и внимания, уделяемого сохранению памятников культуры
- Вмешательство частных компаний или индивидуальных лиц, желающих использовать эти участки под коммерческую застройку
5) Вы и ваши сверстники могут принять участие в сохранении памятников культуры следующими способами:
- Посещение музеев, выставок и концертов, чтобы поддерживать культурные институты и создавать спрос на сохранение памятников культуры
- Участие в акциях по сохранению памятников культуры, например, уборка вокруг их территории или финансовая помощь в их реставрации
- Образование и распространение информации о культурном наследии в школе и в обществе, чтобы повысить осведомленность о его значимости
6) Будущее человечества связано с сохранением памятников культуры, так как они являются важной частью идентичности и истории народов. Без сохранения памятников культуры возможна потеря культурного наследия и ценностей, которые они представляют. Кроме того, памятники культуры могут служить источником вдохновения для новых поколений и способом сохранения и передачи знаний и опыта предыдущих поколений.