4 Задание Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Моральные переживания, сопровождающие такие движения, как нацио-
нал-социализм или коммунизм, сопоставимы по своему накалу, вероятно,
лишь с переживаниями участников великих исторических религиозных
-Движений. Но если мы допускаем, что индивид
— это только средство
достижения целей некоторой высшей общности, будь то «общество»
или «нация», все ужасы тоталитарного строя становятся неизбежными.
Нетерпимость и грубое подавление всякого инакомыслия, полное прене-
брежение к жизни и счастью отдельного человека прямые следствия
фундаментальных предпосылок коллективизма. Соглашаясь с этим, сто-
ронники коллективизма в то же время утверждают, что строй этот яв-
ляется более прогрессивным, чем строй, где «Эгоистические» интересы
Индивида препятствуют осуществлению целей общества... Когда всё
общество поставлено на службу нескольким общим целям, тогда неиз-
бежно жестокость становится исполнением долга и такие действия, как
расстрел заложников или убийство слабых и больных, начинают рассма-
триваться лишь с точки зрения их целесообразности. И насильственная
высылка десятков тысяч людей превращается в мудрую политическую
акцию, одобряемую всеми, кроме тех, кто стал её жертвой...
Граждане тоталитарного государства совершают аморальные дей-
ствия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам
отвратительным, тем не менее их действия являются вполне бес-
корыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого
государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной систе-
мой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объясне-
ния неблаговидных действий. Надо самому быть готовым престу-
пать любые нравственные законы, если этого требуют высшие цели.
И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий
функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь
нравственных убеждений. Главное, что от него требуется,
безоговорочная личная преданность вождю, а вслед за этим по-
ная беспринципность и готовность буквально на все. Функционер
не должен иметь собственных сокровенных идеалов или представ-
лений о добре и зле, которые могли бы исказить намерения вождя...
ф. А. Хайек. Дорога к рабству
Составьте план текста.Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Тоталитарный строй как следствие коллективизма.
3. Преданность идеалу в тоталитарном государстве.
4. Руководители тоталитарного государства.
5. Функционер как инструмент в руках вождя.