50 ! !
автор текста — британский а. дж. тойнби (1889—1975). мировую славу ученому принес его многотомный труд «постижение », в котором он отошел от традиционных подходов и стал освещать мировой процесс в понятиях цивилизации. мы понимаем под словом «цивилизация»? совершенно ясно, что это слово наполнено для нас содержанием, ибо даже до того, как попытались точно определить его значение, классифицируя человеческие общества как «западную цивилизацию, исламскую, дальневосточную, индусскую цивилизации и т. д.», мы вкладывали в него некий смысл. эти названия вызывают у нас определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов и обычаев. тем не менее есть резон глубже всмотреться в то, что же мы понимаем под термином, который так часто под цивилизацией я понимаю наименьший блок материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить собственной страны, скажем соединенных штатов или соединенного королевства. если вы попытаетесь исследовать соединенных штатов в отдельности, она окажется неинтеллигибельной1. вы не сможете понять, какую роль сыграли в жизни америки федеральное правительство, представительное правление, демократия, индустриализм, если не устремите свои взоры вдаль, за пределы ее границ — до западной европы и других заокеанских стран, основанных западноевропейцами, — равно как и не продвинетесь во времени за пределы ее местных корней — к западной европы за века до того, как колумб пересек атлантику. правда, чтобы понять американскую и американские институты для практического использования их опыта, нет нужды обращаться за пределы западной европы, к восточной европы или исламского мира, так же как и за пределы западноевропейской цивилизации, ко времени упадка и краха греко-римской цивилизации. именно эти пределы во времени и в пространстве и нам интеллигибельную единицу общественной жизни, составными частями которой являются и соединенные штаты, и великобритания, и франция, и голландия, как бы мы это сообщество ни называли — западным христианством, западной цивилизацией, западным обществом или западным миром. точно так же, если вы идете от греции и сербии или россии, пытаясь понять их , вы приходите к православному христианству, или византийскому миру. если начинаете с марокко или афганистана, изучая их , неизбежно придете к исламскому государства имеют склонность к короткой жизни и внезапным смертям: западная цивилизация, к которой мы с вами относимся, может просуществовать столетия после того, как с политической карты мира исчезнут соединенное королевство и соединенные штаты, как прежде исчезли их более старшие современники — венецианская республика и австро-венгерская
4.1. население страны n. проживает на большой территории с фиксированными границами, говорит на одном языке, но неоднородно в социокультурном отношении. большая часть этого общества (примерно 70% населения) проживает в городах и характеризуется признаками индустриального общества. около 30% населения проживает в ряде труднодоступных районов и ведет патриархальный образ жизни. к какому типу вы бы отнесли общество страны n.? дайте развернутый ответ. 4.2. можно ли, зная положение индивида в обществе, степень его свободы и возможности для самореализации,
охарактеризовать все общество? если да, то объясните, какие теоретические подходы решению этой ? 4.3. какие типы обществ вам известны из курса ? назовите страны и периоды существования этих обществ. 4.4. используя свои знания мировой и отечественной , а также опираясь на справочную , вычислите возраст одной из пяти наиболее жизне цивилизаций, названных а. тойнби: западной, православно-христианской (или византийской), исламской, индуистской, дальневосточной. 4.5. назовите известные вам древнейшие цивилизации и покажите связь хотя бы одной из них с последующим общественным прогрессом. 4.6. по каким показателям следует сопоставлять: локальные (национальные) цивилизации? региональные цивилизации? как соотносятся эти типы цивилизаций с мировой цивилизацией? 4.7. что является системообразующим фактором цивилизации: этнос; территория; политическая организация общества; культура; ; религия; что-то еще? ответ аргументируйте.
6. методика и технология современного социологического исследования (как ученые исследуют социальные структуры).
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.
Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе настоящее и будущее.
Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.
Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.
Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.
Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.
Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.