«Централизованная (плановая) экономика - это система, в которой преобладает общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
Все решения по основным экономическим во принимает государство. Все ресурсы составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного управления. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей.
На практике это означает полное огосударствление экономики. Формируется административно-командная система. Свёртывание товарно-денежных отношений привело к созданию такой экономики, которую называют объединённым натуральным хозяйством. Плановое хозяйство становится громоздким и неповоротливым. Так, число плановых показателей в экономике СССР составляло более 3,5 млрд, что, естественно, делало невозможным контроль за их исполнением. Монополизм в производстве тормозил научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен вызывало дефицит и чёрный рынок <...>. Доход в обществе зависел от статуса, чина, должности. Идея всеобщего равенства превратилась в фикцию»
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. На основании текста раскройте сущность централизованной (плановой) экономики.
28. Почему, по мнению авторов, в условиях централизованной (плановой) экономики производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей?
29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.
Главные во экономики
Централизованная (плановая) экономика
Что производить?
Как производить?
Для кого следует производить?
30. Рассказывая на уроке о централизованной (плановой) экономической системе, ученица утверждала, что планирование, характерное для этой системы, играет положительную роль как на уровне отдельных предприятий, так и в масштабе страны. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста ответить на во Согласны ли вы с тем, что централизованная (плановая) экономическая система является неэффективной? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите, два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Выгоды, получаемые от этих компаний:
1) капитал, инвестированный ТНК становится основной частью их производственных процессов
2) качественный рост промышленности, принимающей страны, в результате чего происходит рост производительности труда;
3) улучшение налогового режима или дебюррократизация отдельных процедур на местном уровне;
4) вкладывание средств в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
5) усиление конкуренции;
6) расширение международного сотрудничества.
2. Данная поговорка актуальна тем, что со временем меняется всё вокруг. Человеку необходимо подстраиваться под общество, науку. Ведь всё изменчиво, к примеру какие-либо нормы, принципы или же та самая техника, нам необходимо постоянно что-то познавать, изучать.
3. Самообразование играет важную роль в жизни человека. Ведь таким образом у него вырабатывается цель что-то познать, изучить, а без этого ему не удастся узнать что-то новое. Всё зависит, прежде всего, от самого человека. Поэтому с самопознания всё и начинается, без этого человек не сможет полностью познать мир за счёт других.