Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы. «Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек», — объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий (1917—1991).
Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.
Задания:
1) Прочитайте притчу и ответьте на вопрос, о чем притча?
«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»
2) Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? («Хотели как лучше, а получилось как всегда».) Сформулируйте ответ.
3) Как вы думаете, что движет деятельностью человека? (Мотив-это побудительная причина, повод к какому–либо действию). Какие мотивы вы знаете? Поясните свой выбор примерами.
1. притча о обязонастях и правах человека
2. нет
3. цель и вера