Третий аспект методологии истории это проблема общественного прогресса. В истории человечества можно найти как многочисленные факты, подтверждающие существование прогресса, так и не менее многочисленные свидетельства против него. Поэтому попытаемся рассмотреть проблему концептуально, по возможности не обращаясь к фактологической стороне вопроса.Прдставления о направленности или цикличности общественного развития тесно связаны с общефилософским взглядом на мир и его существования, хотя сторонники и противники теории прогресса как закона общественного развития далеко не всегда увязывают свои взгляды с естественнонаучной картиной мира, лежащей в основе философских концепций мироздания.В древних мифах на фоне стихийно эволюционной модели мира (мифы большинства народов содержат развернутую космогонию) прослеживаются представления об общественном регрессе(золотой век сменяется серебряным, затем медным или железным), что отражало мучительный для большей части населения процесс образования государств. На Древнем Востоке и в Античном мире на основе наблюдения циклических явлений природы постепенно утвердилась идея мировых циклов. Эти представления обобщил в своей концепции древнегреческий философ Эмпедокл (V в. до н.э.). Мир, согласно Эмпедоклу, состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Когда они соединяются, постепенно возникает мир, каким его видят люди, появляется человек, общество, государства. Затем элементы разъединяются, и мир, мало по малу, возвращается в состояние хаоса. Длительность полного цикла древнегреческие философы определяли примерно в 10 тысяч лет. Концепция мировых циклов отдаленно напоминает одну из современных естественнонаучных моделей – модель пульсирующей Вселенной.Идея прогресса вошла в общественное сознание европейцев вместе с христианством,утверждающим, что и мир в целом и человеческая история имели начало. Предполагается и относительно оптимистичный конец истории – утверждение тысячелетнего царства божьего на Земле – в отдаленной перспективе. Первой (религиозной) концепцией общественно-политического прогресса стала концепция абсолютной теократии, созданная на основе христианской догматики и изложенная в работе Аврелия Августина «О Граде Божьем» (V век).
Теория прогресса как общего закона общественного развития была сформулурована мыслителями эпохи Просвещения (XVIII век). С тех пор она прочно утвердилась в сознании сначала европейцев, а затем и значительной части человечества. В XVIII - первой половине XX вв. теория находилась в частичном противоречии с естественнонаучной картиной мира, предполагавшей вечность бесконечной Вселенной, но эволюцию живой природы (со времен появления дарвиновской теории естественного отбора – середина XIX века).
Теория прогресса как общего закона общественного развития была сформулурована мыслителями эпохи Просвещения (XVIII век). С тех пор она прочно утвердилась в сознании сначала европейцев, а затем и значительной части человечества. В XVIII - первой половине XX вв. теория находилась в частичном противоречии с естественнонаучной картиной мира, предполагавшей вечность бесконечной Вселенной, но эволюцию живой природы (со времен появления дарвиновской теории естественного отбора – середина XIX века).