Для ответов на этой части запишите сначала номер , а затем ответы к нему.
прочтите текст и выполните с1- с6
« проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. с одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. с другой – возникновение и углубление проблем есть результат социального прогресса. эти две основные причины возникновения проблем обусловили их углубление. если на первых ступенях развития человеческой эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели характер.
условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.
значительное влияние на углубление противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.
все проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. каждая проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы проблем. системность проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.
основные группы проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.
первая группа. (…) общемировые проблемы современности. они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)
вторая группа. общепланетарные проблемы (ресурсные). они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)
третья группа. общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».
(адаптировано по книге: обществознание: пособие для поступающих в вузы /в.в барабанов, аа. дорская, в.г. зарубин и др. ; под ред. в. в. барабанова спб. 2001 . с. 134 – 135, 138)
с1. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
с2. что, согласно тексту, представляют собой проблемы современности? каковы основные причины их возникновения?
с3. почему, по мнению автора, проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?
с4. используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.
наименования основных групп проблем современности
примеры (два для каждой группы)
с5. познакомьтесь со следующими точками зрения.
ф. бэкон, философ г.в. плеханов, философ
«знание и могущество человека , ибо незнание причины затрудняет действие. природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». «пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям».
какая из этих точек зрения отражена в тексте? фрагмент текста, ответить на вопрос.
с6. авторы отмечают, что проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. согласны ли с точкой зрения, что разрешить проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. с опорой на текст и обществоведческие знания аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
2. Сравнение одна из базовых когнитивных структур, которой пользуется человек в познании окружающего мира и самого себя. Универсальный характер сравнения, как для обыденного, так и научного познания проявляется в четырехчастной структуре, с которой человек связать миф с реальностью, известное с неизвестным и приходить в результате этого к нетривиальным выводам, выдвигать гипотезы, получать новое знание.
1. Слово «индивид» происходит от лат. «individuum», что в переводе означает
1) «живое существо»
2) «часть общества»
3) «отдельный человек»
4) «особый признак»
2. К основным фазам становления личности не относится
1) адаптация
2) социализация
3) интеграция
4) индивидуализация
3. Система взглядов на мир, на место человека в нём, на смысл жизни и деятельности
1) психология
2) мышление
3) философия
4) мировоззрение
4. Самой общей характеристикой человека является термин
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) уникум
5. Человек от животного отличается
1) теплокровной системой кровообращения
2) членораздельной речью
3) памятью
4) навыками ориентации в пространстве
6. Какая из названных профессий относится к сфере экономики?
1) фармацевт
2) системный администратор
3) маркетолог
4) дизайнер
7. Какая из названных профессий относится к области информатики и связи?
1) аналитик
2) программист
3) мерчендайзер
4) инфекционист
8. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений
1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности
9. Состояние объективной нужды организма в чём-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется
1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером
10. При классификации потребностей человека не употребляется термин
1) биологические потребности
2) духовные потребности
3) социальные потребности
4) личностные потребности