Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему... Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? В чем, согласно тексту, заключается ограниченность ресурсов? В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)
3. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
4. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.
Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.
Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.
Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.
В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.
Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.
Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.
Философ и психолог В. Франкл именует Бога «персонализированной совестью». В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии.
В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы.
В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.
Золотая Орда была одним из крупнейших и сильнейших государств средневековья на евразийском континенте. Её военная мощь была настолько сильной, что перед ней не устояли даже самые древние и опытные государства.
Монголо-татарские племена захватили множество территорий, на которых образовалось четыре крупных государства, которые назывались Улусами.
Южная часть Узбекистана, Казахстана и Киргизии вместе с западом Китая стала именоваться Джагатайский Улус. В Китае организовался Улус Хубилая. В Закавказье, Иране и Ираке находился Улус Хулагуидов.
На территории центральной части материка была образована Золотая Орда. Она включала в себя множество местных народов, большинство из которых изначально вели кочевой образ жизни.
В состав Золотой Орды входили казахи, киргизы, башкиры, туркмены, кумыки, азербайджанцы, карачаево-балкарцы, поволжские, румынские и крымские татары.
Западне население называло все эти народы татарами, что в переводе с древнегреческого переводится как "выходцы из ада". Коренные народы захваченных территорий с ненавистью относилось к татарским народам, так как они лишили их свободной жизни.
Многие из народов довольно сильно смешались с татарскими племенами, что привело к изменению культурных ценностей этих территорий.