Домашнее задание: заполнить таблицу из двух столбиков.
1 столбик: Виды межличностных отношений:
1. Личные (только между двумя людьми)
2. Семейные (между родными и близкими людьми)
3. Приятельские (это не дружба, а приятное совместное времяпровождение)
4. Товарищеские (складываются между людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства интересов, жизненных задач)
5. Дружеские - доверительные приятельские отношения (дружба: детская, школьная, студенческая, на всю жизнь)
6. Деловые (партнёрские) по работе
7. Официальные и должностные (начальник (руководитель) – подчинённый, отношения между руководителями)
8. Официальные (учитель – ученик, врач – пациент, продавец – покупатель, дирижёр – оркестр, бортпроводник - пассажир и т.д.)
2 столбик под названием «примеры»: подобрать номера картинок соответствующих видам межличностных отношений
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный решения конфликта родителей и детей.
Что такое права детей и чем они отличаются от прав взрослых? В чем разница между «правами человека» и «правами ребенка» ? Не каждый человек — ребенок, но каждый ребенок — человек. Более того, каждый человек или был ребенком, или является им сейчас: недаром первая же статья основополагающего правозащитного документа — Всеобщей Декларации прав человека — объявляет всех людей свободными и равными в правах с момента рождения, то есть с самого раннего детства.
Но сколь бы ранними или поздними ни были сроки «признания взрослым» , очевидно, что все народы и культуры в той или иной степени ограничивают детей в правах и позволяют им далеко не все из того, что можно старшим. Поэтому ясно, что заявленные права «каждого гражданина» и даже «каждого человека» касаются детей с определенными оговорками. Отчасти эти ограничения связанны с заботой о младших: маленький ребенок неопытен, он может невольно подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье; необразованные люди — в том числе необученные дети — часто недооценивают важность учения, не стремятся тяжким трудом получать знания, без которых их будущее может оказаться мрачным и тоскливым. Великий педагог-гуманист и писатель Януш Корчак говорил, что дети не глупее и ничем не хуже взрослых — им просто не хватает опыта. В своей знаменитой книге про короля-ребенка Матиуша I Корчак показал, как трудно детям самим нести ответственность за сложный и противоречивый мир политической и общественной жизни.
В идеале ограничение прав детей должно касаться лишь тех вопросов, в которых неопытность может реально повредить им самим или другим людям. К сожалению, на практике отношения взрослых и детей слишком часто строятся по принципу «обладающий властью — подчиненный (бесправный)» . При этом власть взрослых может быть не только неполезной, но и губительной для ребенка, порой много лучше всех понимающего, что ему нужно, но не имеющего возможности защитить себя и настоять на своем мнении.
Дети не только неопытнее, но и слабее взрослых. Поэтому их права должны защищаться специальными дополнительными мерами — такими, как российский Закон о защите материнства и детства, а еще лучше — Конвенцией о правах детей Организации Объединенных Наций. Эта конвенция была принята 20 ноября 1989 и стала законом для почти 200 стран мира. Конвенция подтверждает основные универсальные права человека в отношении детей и возлагает на государства дополнительную ответственность за всех детей до 18 лет, находящихся на территории или в подчинении страны, ратифицировавшей конвенцию (в их число входит и РФ) .
Дети имеют право на жизнь (ст. 6), на достойное обращение (ст. 19), на защиту от пыток и насилия (ст. 37 и др.) , на защиту от дискриминации (ст. 2), на создание благоприятных физических, социально-экономических и культурных условий для развития (ст. 24-31), на отношения с членами семьи и близкими людьми (ст. 9-10), на отстаивание своих взглядов в вопросах совести и идеологии (ст. 12).
Помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помни! Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у Тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом Ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.