Если цена какого-либо товара соответствует издержкам, затраченным при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продаётся по его
естественной цене. Фактическая цена, за которую обычно продаётся товар,
называется его рыночной ценой. Она может или превышать его
естественную цену, или быть ниже её, или же в точности совпадать с нею.
Издержки производства товара не включают в себя прибыль лица,
продающего его. Всё же, если оно продаёт товар по цене, не дающей ему
прибыли, оно теряет от такой торговой сделки; затратив свой капитал каким-
либо иным образом, оно могло бы получить прибыль. Эта прибыль, кроме
того, составляет его доход, фонд, из которого он черпает средства для своего
существования.
Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между
количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со
стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену. Эти лица могут быть
названы действительными покупателями, а их спрос — к действительным
спросом, так как этот спрос достаточен для того, чтобы вызвать доставку
товара на рынок.
Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает
действительного спроса, то лица, соглашающиеся заплатить полную
стоимость, чтобы товар был доставлен на рынок, не могут получить то
количество товара, которое им нужно. Не желая совсем остаться без него,
некоторые из них предпочитают в таком случае заплатить за него больше.
Рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной
ценою в зависимости от недостатка предложения товара, богатства и
расточительности покупателей. Если количество товара, доставленного на
рынок, превышает действительный спрос, то он не может быть полностью
продан. Рыночная цена падает сравнительно с уровнем естественной цены в
зависимости от того, насколько избыток предложения товара обостряет
конкуренцию между продавцами, или в зависимости от того, насколько им
необходимо немедленно сбыть с рук этот товар.
(По А. Смиту)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2) Соотношением между какими факторами определяется, по мнению
автора, рыночная цена товара? Назовите два фактора.
3) По каким причинам, по мнению автора, может произойти падение рыночной
цены товара по сравнению с естественной ценой? Назовите две
причины.
4) Кого автор текста называет действительными покупателями?
На чужой каравай – роток не разевай.
Копейка рубль бережет.
Не буди лихо, пока оно тихо.
Друг познается в беде.
Работа дураков любит.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Кому война, а кому мать родна.
В тихом омуте черти водятся.
Дуракам закон не писан.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Гусь свинье не товарищ.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Седина в бороду — бес в ребро.
Пришла беда – отворяй ворота.
Бери в работе умом, а не горбом.
Где родился – там и пригодился.
Сам заварил кашу — сам ее и расхлебывай.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Как аукнется, так и откликнется.
Работа не волк — в лес не убежит.
Чем богаты, тем и рады.
Ворон ворону глаз не выклюет.