Большоезначение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение междувозникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастногокризиса.Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа,взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главноесодержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подросткаменяется.Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием иутверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желаниевырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную исамостоятельную. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своимижеланиями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, невоображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучноготечения и нарушающий ход нормального развития подростка. В этих случаяхподростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании такихже оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формамповедения.Проблему подростковой наркомании у нас долго замалчивали, хотя оначрезвычайно серьезна. Если говорить о здоровье подростков, начинать надо скурения. По выборочным данным ЦНИИ санитарного просвещения, среди московских школьников11-14 лет курят 62% юношей и 16% девушек, причем каждый шестой курящийвыкуривает более 20 сигарет в день, а каждый второй – от 10 до 20.Растет и употребление наркотиков и их различных заменителей. В 1984 годуорганами МВД СССР было зафиксировано 75 тысяч людей, употребляющих наркотики, ав 1991 году – 123 тысячи, из них 14 тысяч несовершеннолетних. В Москве в 1996году подростков, употребляющих наркотические вещества, было выявлено в 5 разбольше, чем в 1995 г. За 2-3 года в 5 раз увеличилось и число токсикоманов,среди которых преобладают школьники и учащиеся ПТУ.Угрожающее значение приобретают и побеги детей издома. В качестве причин побегов приводятся безнадзорность, ссоры с родителями,“протест школе, семье, всему образу жизни”, поиск приключений и “свободы”.Предполагается, что рост числа побегов связан с такими сдвигами в нашей жизни как рост числа разводов. В последнее времябеглецов стало заменять “уличное племя”, к которому относят подростков,формально из дома не сбежавших, но приходящих домой лишь для ночного сна, и тоне всегда. Эти подростки вовсе не считают свое положение тяжелым или трудным.Они часто происходят из внешне благополучных семей среднего достатка. Своюжизнь на улице со злоупотреблением наркотиками, сексуальной свободой, поискамипищи и места для ночлега, стычками с милицией они находят интересной иувлекательной. Отношения с родителями у них обычно бывают крайне напряженными.
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо. Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой к подражанию взрослым, любопытства огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому развитию как общества, так и человека. Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.
Биологические и социальные факторыЧто позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг к членораздельной речи;основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой к подражанию взрослым, любопытства огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому развитию как общества, так и человека.
Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.
Биологические и социальные факторыЧто позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг к членораздельной речи;основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.