Проблема, которую мы обсуждаем уже много лет, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». О школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Встает вопрос: а разрешима ли в принципе проблема здоровьезатратного образования? Школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка.
И вновь мы задаем себе вопросы: что же изменилось и в какую сторону в решении проблемы сохранения здоровья наших детей, обучающихся в школах г.Ноябрьска? Становятся ли дети, подростки с каждым годом более здоровыми и успешными? Как отражаются реформы образования на здоровье учащихся? Насколько эффективны усилия учителей, педколлективов, применяющих разнообразные здоровьесберегающие технологии, причем часто на одном энтузиазме?
В середине 2000-х тысячных годов в России все большее распространение получила идея создания школ, содействующих укреплению здоровья, и все больше школ стали строить программу своего развития именно по этому направлению – обеспечению качественного обучения в условиях сохранения здоровья учащихся. Пришло осознание того, что здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения только тогда будет результативной, если планировать и осуществлять ее на основе комплексного системного подхода, объединяя усилия всех участников образовательного процесса с усилиями разных ведомств и служб на уровне школы, района, муниципалитета. Появилось множество моделей школ, содействующих здоровью.
В школах нашего города созданы центры содействия здоровью, разработаны и реализуются программы здоровья, осуществлено обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям, используются инновационные подходы, здоровьесберегающие педагогические технологии и др., и, самое главное, улучшились показатели состояния здоровья учащихся. В них сложилась целостная система формирования культуры здоровья учащихся и педагогов, накоплен значительный опыт по формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, экологическому воспитанию, применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Безусловно, вклад администрации, педагогов, специалистов в повышение уровня здоровья учащихся это и вклад в повышение качества образования. Но всегда ли довольно трудозатратная деятельность в направлении создания условий по сохранению и укреплению здоровья обеспечивает желаемые ожидаемые результаты?
Многих руководителей образовательных учреждений, да и самих исполнителей Программ развития школ как школ здоровья часто смущает тот факт, что, несмотря на прилагаемые усилия, школьники все равно продолжают болеть, а родители жаловаться на перегруженность своих детей, сохранение вредных привычек. Опрос руководителей образовательных учреждений, проведенный на курсах повышения квалификации кафедрой охраны здоровья детей и подростков ПКИПКРО, экспертирование материалов, присланных на региональный конкурс «Школа – территория здоровья», показали, что у исполнителей вызывает затруднение составление отчетности, анализ ситуации, связанной со здоровьесбережением и особенно – планирование дальнейших шагов, составление новых программ, корректировка планов, принятие адекватных управленческих решений.
Изучение сотрудниками нашей кафедры ситуации, связанной с деятельностью разных школ по сохранению здоровья учащихся, педагогов показало, что эта деятельность часто складывается стихийно, без должного анализа и учета, специфичных для данного образовательного учреждения факторов риска (причин), ведущих к ухудшению здоровья учащихся, что снижает эффективность этой работы. Кроме того, существуют и другие причины, которые не позволяют в полной мере реализовать потенциал системы образования в обеспечении условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Перед многими школами встает вопрос: «Мы уже много лет реализуем программы здоровьесбережения, по сути уже можем называться школой содействия здоровью, а что же делать дальше в этом направлении. Кажется, что уже все перепробовали и не знаем, что бы еще такое придумать, на чем сосредоточить усилия коллектива?».
Проблема, которую мы обсуждаем уже много лет, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». О школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Встает вопрос: а разрешима ли в принципе проблема здоровьезатратного образования? Школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка.
И вновь мы задаем себе вопросы: что же изменилось и в какую сторону в решении проблемы сохранения здоровья наших детей, обучающихся в школах г.Ноябрьска? Становятся ли дети, подростки с каждым годом более здоровыми и успешными? Как отражаются реформы образования на здоровье учащихся? Насколько эффективны усилия учителей, педколлективов, применяющих разнообразные здоровьесберегающие технологии, причем часто на одном энтузиазме?
В середине 2000-х тысячных годов в России все большее распространение получила идея создания школ, содействующих укреплению здоровья, и все больше школ стали строить программу своего развития именно по этому направлению – обеспечению качественного обучения в условиях сохранения здоровья учащихся. Пришло осознание того, что здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения только тогда будет результативной, если планировать и осуществлять ее на основе комплексного системного подхода, объединяя усилия всех участников образовательного процесса с усилиями разных ведомств и служб на уровне школы, района, муниципалитета. Появилось множество моделей школ, содействующих здоровью.
В школах нашего города созданы центры содействия здоровью, разработаны и реализуются программы здоровья, осуществлено обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям, используются инновационные подходы, здоровьесберегающие педагогические технологии и др., и, самое главное, улучшились показатели состояния здоровья учащихся. В них сложилась целостная система формирования культуры здоровья учащихся и педагогов, накоплен значительный опыт по формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, экологическому воспитанию, применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Безусловно, вклад администрации, педагогов, специалистов в повышение уровня здоровья учащихся это и вклад в повышение качества образования. Но всегда ли довольно трудозатратная деятельность в направлении создания условий по сохранению и укреплению здоровья обеспечивает желаемые ожидаемые результаты?
Многих руководителей образовательных учреждений, да и самих исполнителей Программ развития школ как школ здоровья часто смущает тот факт, что, несмотря на прилагаемые усилия, школьники все равно продолжают болеть, а родители жаловаться на перегруженность своих детей, сохранение вредных привычек. Опрос руководителей образовательных учреждений, проведенный на курсах повышения квалификации кафедрой охраны здоровья детей и подростков ПКИПКРО, экспертирование материалов, присланных на региональный конкурс «Школа – территория здоровья», показали, что у исполнителей вызывает затруднение составление отчетности, анализ ситуации, связанной со здоровьесбережением и особенно – планирование дальнейших шагов, составление новых программ, корректировка планов, принятие адекватных управленческих решений.
Изучение сотрудниками нашей кафедры ситуации, связанной с деятельностью разных школ по сохранению здоровья учащихся, педагогов показало, что эта деятельность часто складывается стихийно, без должного анализа и учета, специфичных для данного образовательного учреждения факторов риска (причин), ведущих к ухудшению здоровья учащихся, что снижает эффективность этой работы. Кроме того, существуют и другие причины, которые не позволяют в полной мере реализовать потенциал системы образования в обеспечении условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Перед многими школами встает вопрос: «Мы уже много лет реализуем программы здоровьесбережения, по сути уже можем называться школой содействия здоровью, а что же делать дальше в этом направлении. Кажется, что уже все перепробовали и не знаем, что бы еще такое придумать, на чем сосредоточить усилия коллектива?».
Объяснение: