Факт, что многие ученые енники наряду с занятиями конкретными науками обра-
дись к общим философским размышлениям о природе
овека? Как связаны естественные науки с философской
-опологией?
одготовьте сообщение об одной из наук, изучающих че-
ка. Предложите план такого сообщения, сформулируй-
апросы для слушателей.
мысли МУДРЫХ
«Человек может быть определен как животное
стыдящееся».
-xx. В. С. Соловьев (1853—1900), русский философ
Эс
Существует несколько видов классификации общества, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ.
Критерий — письменность: дописьменные и письменные.
Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.
Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).
Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
Тип общества
Традиционное (аграрное) Индустриальное (промышленное) Постиндустриальное (информационное)
Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э. Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв. Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в.
перехода Неолитическая революция Промышленная революция XVII−XVIII вв. НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в.
Основной фактор производства Земля Капитал Информация
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характер труда Ручной труд, индивидуальный характер Механизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологий Резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества
Товарность Натуральное хозяйство, ремесло только на заказ Массовое производство Мелкосерийное производство
Занятость населения Сельское хозяйство — до 80% общества Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80% Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше
Доминирующая форма собственности Общинная Частная Многообразие форм собственности
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое, «природа не храм, а мастерская» Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем
Социальная структура Касты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структур Отмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур
Политическая жизнь Наиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственность Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства» Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность
Духовная жизнь Господство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культура Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всех Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности
ВОПРОСЫ:
Назовите черты традиционного общества. Укажите все правильные ответы:
1) доминируют коллективистские ценности
2) темпы развития техники и технологий невысоки
3) увеличивается доля промышленности в национальном доходе
4) сохраняется строгая иерархическая организация
5) преобладает частная собственность на средства производства
Хороший вопрос, не правда ли? Зачем изучать то, что мне не нужно и то, что я никогда не буду использовать? Зачем тратить на это свое время? Зачем занимать себя тем, что не имеет никакого отношения к моей жизни? Так думает большинство об экономике! Это большинство думает, что экономика как физика и алгебра изучаются только в школе или в институтах, только для того чтобы получить оценку, а потом диплом. Получив диплом они забывают о том, что изучали как только трудоустроятся. И они на самом деле удостоверяться, что 80% из того, что они проходили в школе и институте им абсолютно не пригодится. И это знание переносится на другие науки и дисциплины. И "экономика" не стала исключением. Нет, даже хуже. Ее вообще многие считают абстрактной наукой, и что еще хуже лженаукой. А почему так считают? Все просто. Человек, т.е. Гомо Сапиенс, имеет привычку иметь свое мнение обо всем, что его окружает, но самое удивительное, что Гомо Сапиенс умудряется иметь свое мнение о том, что он даже не пробовал, не вникал в это, и тем более не изучал, а уж о проверке на практике и речи не идет.