Фрагмент из сказки «Тигр и путник»
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что
мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр
выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел
отблагодарить меня за добро?
- Она и есть, - ответил тигр.
- Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник. - Давай
с кого-нибудь - награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и с Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в тени моей
листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так
они платят мне злом за мое гостеприимство.
- Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался тигр.
- Давай еще кого-нибудь с взмолился путник они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
- Эй, корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
- Злом! - отвечает корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много
молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали
на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
- Подожди немного! - по человек. - Давай с еще кого-нибудь
третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…
1. Почему путник решил тигру? Можно ли назвать его бескорыстной?
2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что путника
продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3. За добро нужно платить? А чем платят за зло?
4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти
того, кому за добро платили добром? Сочините продолжение сказки
Все «идолы» Бэкон делит на 4 типа: идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Люди склонны воспринимать природу по аналогии с собственной жизнью. Именно этой склонностью Бэкон объясняет привнесение в природу целевых причин. Другой яркий пример идолов рода - склонность людей к обобщениям, не подтвержденным фактами. Если идолы рода проистекают из недостатков общей человеческой природы, то идолы пещеры порождаются особенностями каждого отдельного человека. Каждый смотрит на мир как бы из своей пещеры, которая возникает вследствие особенностей индивидуальной физиологии, воспитания, судьбы и пр. Другие виды идолов имеют у Бэкона сугубо социальные корни, а именно возникают из человеческого общения. Иначе говоря, люди принимают слова за представителей самих вещей, тогда как значения слова устанавливаются ими самими и часто чисто произвольно. А в результате не разум повелевает словами, а наоборот, слова начинают повелевать разумом, порождая, тем самым, идолы рынка. И, наконец, идолы театра, которые коренятся в существующей науке и, в первую очередь, философии. Эти идолы связаны с философскими системами, которые, подобно театру, создают вымышленные миры. Указанные идолы происходят из различных философских догм и превратных доказательств.