В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История

государственного вмешательства в рыночную (свободную)

Показать ответ
Ответ:

1. Государственное вмешательство в рыночную экономику

1.1 Необходимость государственного регулирования

государственный экономика денежный рыночный

Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно.

Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:

1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;

2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;

3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;

4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;

5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;

6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;

7. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;

8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.

1.2 Возможности и границы государственного регулирования

Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.

2. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Вот основные из них:

Правовое обеспечение экономической деятельности.

Организация денежного обращения.

Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

Минимизация трансакционных издержек.

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.

Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.

Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Обществознание
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота