Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи. Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.
Следующий признак государства — население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.
Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.
Власть — это и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.
В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.
Среди факторов, определяющих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение социальных слоев, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бе
Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся народом определённому органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.); представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Вопросы к тексту:
1. Какие признаки государства представлены в тексте? Перечислите их.
2. Какие существуют формы правления? Выделите основные черты каждой из форм.
3. Какие задачи стоят перед государственной властью?
4. Какая теория о происхождении государства, на Ваш взгляд, является верной? Приведите аргументы.
5. В чем заключается разница между понятиями «гражданин» и «подданный»? Ok
Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться в борьбе с терроризмом как внутри собственной страны, так и за пределами её территории.
Подразделения и воинские части Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции.
Они имеют право применять боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» Вооружённые Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом могут применяться для:
пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии терроризму»;
пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Вооружённые Силы Российской Федерации использовались во время контртеррористических операций на Северном Кавказе в 1994-1996 и 1999-2001 гг. Это было сделано во избежание роста потерь среди мирного населения и для предотвращения общей дестабилизации обстановки, сложившейся в этом регионе.
Объяснение:
Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I.
Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода (этапа): 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностями первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ, на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывал, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений, протекавших в ходе XVII века. Другие историки (например, Сергей Соловьёв), напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.
Объяснение: