Используя знания новейшей и фактов общественно- жизни россии последнего десятилетия 20 века, примеры, вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-, к неудачам. вот документ , ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы , социального и политического прогресса. она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. у каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .в связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы мысли. .огромное влияние на самоопределение российской школы мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от запада , нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. то, что признано на западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской мысли. мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов .. государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. xx век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.