Культурным человеком не рождаются, а становятся в процессе воспитания, образования, всей общественной жизни. Наследование социокультурных черт и ценностей осуществляется иным, небиологическим путем, социальным путем через механизм передачи из поколения к поколению, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходит свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут. Объяснение и прогнозирование социального поведения личности, его механизмы побудительных причин, детерминирующих факторов строится во многом на исследовании ценности мира. Ценности присущи обществу или социальной группе, а ценностная ориентация – личности.
Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: ценности морали, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и т.д. Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных действий. Сформировавшаяся система ценностей упорядочивает для индивида картину мира. Особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания, они воспринимаются членами общества, как нечто собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. Остановимся на некоторых объектах, связанных с формированием ценностной системы: определение природы человека, идеал личности; картина мира, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания; отношение человека к человеку; характер общества, идеальное общественное устройство. Рассматривая различные виды социальных регуляторов, следует акцентировать внимание на морали – совокупности особых духовных правил, направляющих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.
Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Моральные принципы и нормы оказать особое духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. Нормы морали – это своеобразные частицы нравственности, составляющие здание нравственной системы общества. Источниками норм морали могут быть: обычай, традиция, этическая доктрина, авторитет, общественное мнение, человек и т.д. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащее в ней требование осознается самим человеком, как субъективная необходимость. Л.С. Выготский писал: «Моральное поведение должно стать его природой и совершаться свободно, легко и непосредственно»
Культурным человеком не рождаются, а становятся в процессе воспитания, образования, всей общественной жизни. Наследование социокультурных черт и ценностей осуществляется иным, небиологическим путем, социальным путем через механизм передачи из поколения к поколению, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходит свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут. Объяснение и прогнозирование социального поведения личности, его механизмы побудительных причин, детерминирующих факторов строится во многом на исследовании ценности мира. Ценности присущи обществу или социальной группе, а ценностная ориентация – личности.
Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: ценности морали, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и т.д. Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных действий. Сформировавшаяся система ценностей упорядочивает для индивида картину мира. Особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания, они воспринимаются членами общества, как нечто собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. Остановимся на некоторых объектах, связанных с формированием ценностной системы: определение природы человека, идеал личности; картина мира, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания; отношение человека к человеку; характер общества, идеальное общественное устройство. Рассматривая различные виды социальных регуляторов, следует акцентировать внимание на морали – совокупности особых духовных правил, направляющих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.
Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Моральные принципы и нормы оказать особое духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. Нормы морали – это своеобразные частицы нравственности, составляющие здание нравственной системы общества. Источниками норм морали могут быть: обычай, традиция, этическая доктрина, авторитет, общественное мнение, человек и т.д. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащее в ней требование осознается самим человеком, как субъективная необходимость. Л.С. Выготский писал: «Моральное поведение должно стать его природой и совершаться свободно, легко и непосредственно»