Как установлено, многие учителя-гуманитарии заинтересованы в научной оценке качества своей эстетической культуры, ее уровня, достоинств и слабых сторон. Им ценно получить рекомендации, анализ ретроспективы и перспективы своего развития и совершенствования. В ходе специального изучения были выявлены динамика, уровни культурно-эстетических ориентаций педагогов, определяющиеся либо обогащением личной эстетической культуры, либо сохранением ее, или «застыванием». В сложной экономической ситуации стремление к саморазвитию в этой сфере выдвигают для себя на первые места 53% о учителей, а профессиональные задачи – 33%. Как на особенности личного пути в развитии эстетической культуры, указывают, прежде всего, на призвание внешние обстоятельства, а также на роль самовоспитания, самообразования, труда и постижения мира культуры. Недостаток культуры у многих людей учителя связывают с ущемлением эстетических отношений и потребностей в современных экономических условиях. Анализируя развитие своей личностной культуры, учителя отмечают движение от созерцательности к активному восприятию. Учитель, обладающий развитой культурой, творческой активностью, самобытным эстетическим сознанием, достаточно высокой самооценкой и рефлексией, ценен для своих учеников как личность, как необходимый организатор диалога с культурой.
Овладение системой эстетического диалога – одно из условий развития, пополнения эстетической культуры и учителя, и школьников. В педагогическом процессе освоение моделей диалога об искусстве может выступать как средство развития качества эстетического сознания, потребностей, отношения. Диалоги культурно-эстетического характера раскрываются как педагогически влиятельные ситуации высокого творчества, общения, создавая в пространственно-временном своем объеме условия, стимулирующие самовыражение и развитие личности. В культурно-эстетическом освоении человеческого мира, природной среды, искусства, языка и речевой деятельности, это имеет первостепенное значение (см. Буш Г. Диалогика и творчество, Рига, 1985).
Как известно, педагогический диалог, его стандартные признаки и формы характеризуют преимущественно рутинность, уводящую от общения личностей, маскирующую истинное его содержание, так как он поверхностен, ограничен узкими обучающими или информационно-контрольными задачами. Резервы воздействия культурно-эстетического диалога на сознание школьника еще не раскрыты в педагогическом процессе.
Опрос учителей об их отношении к диалогу в обучении и воспитании показал, что немногие из них оценили диалог как общения с художественными ценностями», «обучения элементам культуры» (как «равноправный, не поучающий, взаимопонимаемый»), годный для любых ситуаций обучения, общения. Эту немногочисленную группу учителей мы бы причислили к 1-му уровню – творческому. Учителя 2-го уровня – репродуктивно-творческого, – указывают на отдельные предпочтения формы диалога в создании проблемных ситуаций на уроках, на уроках-диспутах, в беседах, тестах, анкетах, в процессе обучения, считают их достаточно эффективными в сфере эстетической культуры. Учителя 3-го уровня (ситуативно-творческого) предпочитают обращаться к диалогу вне урока, вне школы, индивидуально. Учителя 4-го уровня (инертного) не проявляют особого внимания к диалогу, не видят в нем инструмента развития своей личности, эстетической культуры и ее необходимых качеств у школьников.
(здесь нужно написать основную мысль каждого абзаца
великая отечественная война стала для меня и моих сверстников лишь далеким отголоском прошлого. о событиях тех времен мы узнаем из книг, фильмов, рассказов участников войны да учителей на уроках и . война ворвалась в жизнь нашей страны и всех советских людей совершенно неожиданно, коварно и жестоко. в июне 1941 года фашистская германия вероломно напала на нашу родину – советский союз. война принесла много горя и бед семьям наших соотечественников. она унесла миллионы жизней. те же, кто остался в живых и перенёс все ужасы этой войны, долгие годы не могли избавиться от преследующих их страшных воспоминаний, а многие так и не смогли.
и, хотя наша страна уже долгие годы живет под мирным небом, в памяти воинов великой отечественной навсегда остались руины освобождённых городов и сёл, полные горя и слёз глаза матерей, потерявших своих сыновей, лица рано повзрослевших детей, ставших сиротами…. миллионы человеческих душ искалечила война. не было в нашей стране семьи, которую так или иначе не коснулась бы война. большинство мужчин ушли на фронт, в их числе был и мой прадед, а прабабушка тем временем работала не покладая рук в тылу.
я преклоняюсь перед всеми людьми, чей ратный и трудовой подвиг приближал дни великой победы. тем более, я всегда буду чтить память своих близких, которые внесли свою лепту в общее дело борьбы с фашизмом. в бабушкином альбоме нет фотографий войны. здесь прадедушка и прабабушка веселые, счастливые, с детьми и родными уже после войны.