Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Что, по мнению автора, представляет собой культура?
Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».
В тексте также указываются два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Теоретический подход относится к рациональному и научному восприятию мира. Это видение мира, где природа рассматривается как склад полезных ископаемых и хранилище энергии. Мифопоэтический подход, с другой стороны, связан с искусством и подразумевает глубокое и эмоциональное взаимодействие с природой. Этот подход преобладал в архаических и античных культурах.
Автор также указывает, что культурный человек видит в природе не просто материю или ресурсы, но и мать. Это не наивное заблуждение, а глубокое осознание и погружение в суть природы. Однако, автор отмечает, что многие люди стали односторонними и малокультурными, и потому не могут понять эту связь между человеком и природой.
Примеры положения текста можно проследить в следующих фразах:
1. "Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми". Здесь автор подчеркивает необходимость заботиться о природе, так как она является основой и "телом" для культуры.
2. "Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах". Эта фраза подтверждает существование разных подходов к окружающему миру, и один из них был особенно выражен в архаической и античной культурах.
Отношение человека к природе связано с внутренней культурой. Здесь можно привести два объяснения, опираясь на текст и обществоведческие знания:
1. Внутренняя культура формирует наше отношение к природе. Если мы ценим природу и видим в ней не только ресурсы, но и мать, то это отражение нашей культуры и нашего восприятия мира. Внутренняя культура влияет на то, как мы взаимодействуем с природой и нашей общей ответственностью по отношению к ней.
2. Отношение человека к природе также зависит от общественных норм и ценностей. Если в обществе признается и ценится гармоничное взаимодействие с природой, то это может отразиться на внутренней культуре и отношении людей к природе.
Таким образом, в тексте подчеркивается важность связи культуры и природы, различные подходы к окружающему миру, а также взаимосвязь между внутренней культурой и отношением человека к природе.