Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности?
1) деятельность 2) права 3) обязанности 4) труд
3. По перечисленным признакам определите понятие: принимается представительным органом или референдумом, имеет юридическую силу, существует в письменной форме.
1) этикет 2) закон 3) мораль 4) традиция
4. Деятельность, которая включает участие в учениях и походах боевых кораблей, оказание правоохранительным органам в защите прав и свобод граждан, ликвидацию последствий аварий, в первую очередь связана с (со)
1) волонтёрством 2) военной службой 3) надзором за выполнением законов 4) СМИ
5. Моральные, правовые, религиозные и иные нормы, которые могут регулировать поведение граждан, называются
1) социальными нормами 2) обычаями 3) ритуалами 4) дисциплиной
6. Что из названного не относится к соучастию в преступлении или к формам соучастия в преступлении?
1) преступная деятельность двух и более лиц 2) подстрекательство
3) деятельность организатора преступления 4) вымогательство
7. Какой из названных органов не относится к правоохранительным?
1) Прокуратура 2) Следственный комитет 3) Министерство обороны 4) Министерство внутренних дел
8. Укажите понятие. Продукт труда, который был произведён для продажи, — это
1) товар 2) ресурс 3) услуга 4) потребность
9. Укажите понятие. Количество продукции, произведённое за определённое время, — это
1) производительность труда 2) воспроизводство продукта
3) экономическая деятельность 4) товарное хозяйство
10. Закончите предложение. Чем больше продукции изготавливает предприятие при имеющихся ресурсах, тем
1) выше производительность труда 2) дороже в среднем обходится каждая единица продукции
3) выше качество произведённой продукции 4) выше заработная плата работников
11. Установите соответствие между видами бизнеса и видами деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Виды деятельности Виды бизнеса
А) предоставление денежных средств за вознаграждение
Б) создание товаров
В) продажа товаров
Г) продажа акций
Д) доставка и хранение товаров 1) производственный
2) торговый
3) финансовый
12. Найдите слово (словосочетание), которое обобщает перечисленные термины, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) экспорт 2) импорт 3) розница 4) оптовая сделка 5) торговля
13. Выберите правильные высказывания.
1) Первые бумажные деньги в России называли ассигнациями.
2) Деньги усложняют обмен.
3) Современная торговля может осуществляться без использования наличных денег.
4) При покупке товара в кредит деньги выполняют функцию средства обращения.
14. Заполните пропуск в схеме.
фиксированный
доход семьи-
Венгерский врач Игнац Земмельвейс стал первым, кто заставил своих подчиненных мыть руки в дезинфицирующем растворе хлорной извести. Нововведение Земмельвейса снизило смертность среди матерей в 7 раз. Однако при жизни доктора открытие не было оценено по достоинству: в научном сообществе его идеи считались бредовыми. Земмельвейс умер в психиатрической больнице, куда его определили коллеги.
Чуть позже англичанин Джозеф Листер доказал необходимость стерилизации инструмента и обработки полей раны. Открытия Земмельвейса и Листера миллионы жизней.
3. Рентген
8 гениальных открытий в медицине, которые подарили жизнь миллионам
До открытия рентгеновских лучей хирургам приходилось заново ломать неправильно сросшиеся конечности пациентов. Такие операции были болезненны и часто не приводили к полному выздоровлению.
Все изменило случайное открытие Вильгельма Рентгена. Физик проводил опыты с катодными трубками и заметил, что в месте столкновения катодных лучей исходит неизвестное излучение. Оказалось, что это излучение (Рентген назвал его икс-лучи) может проникать сквозь некоторые непрозрачные материалы. Первые рентгеновские снимки были сделаны физиком в своем кабинете: изображение кисти руки доктора Кёлликера, друга Рентгена, в одно мгновенье разлетелось по всему миру. Это событие привело научное сообщество в волнение, а обычных людей в ужас — к такому зрелищу люди привыкали долго.
К Рентгену не раз обращались представители промышленных фирм с продать изобретение, но ученый его даже не патентовал. Именно из-за доступности технологии началось бурное развитие смежных отраслей — онкологии, пульмонологии, радиологии и многих других.
4. Антибиотики
8 гениальных открытий в медицине, которые подарили жизнь миллионам людей
После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры - сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей русской нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.
В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:
Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное заведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение рас и на белорусов католического вероисповедания. На пути к высшему образованию ставились препятствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шляхетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси, а в дальнейшем так и не разрешило возобновить здесь деятельность хотя бы одного светского высшего учебного заведения.
Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учителей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России.
В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная реформа, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Министерству народного образования. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимназии делились на два типа – классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – естественных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.
В-четвертых, начальное образование в деревне в значительной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. в Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ), которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не было так много ЦПШ и нигде начальное образование не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.
В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвижс Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-белорусски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмотностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожими на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспитанники семинарий становились активными участниками национально-освободительного движения.