Ключевой элемент демократии - полноправие граждан. Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями, В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики. Другой общепризнанный показатель демократии - власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен - идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании, Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств. Демократические свободы должны также развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений - без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан - более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. (По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента
(показателя))?
3. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
4. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
5. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два влияния)? Какая проблема, согласно тексту, появляется при реализации принципа большинства?
1. Введение
2. Периодические выборы как важная составляющая демократической системы
3. Влияние граждан на государственную политику вне периода выборов (организации по интересам, общественные движения, профессиональные союзы и т. д.)
4. Власть большинства и проблема ущемления прав меньшинств
5. Защита прав меньшинств в действующих демократиях
6. Развитие коллективного сознания граждан и гражданское общество
7. Понятие гражданского общества и примеры его деятельности
8. Связь между демократией и пониманием гражданами общих нужд
9. Влияние граждан на власть и проблема реализации принципа большинства
2. В тексте названы два элемента демократии - полноправие граждан и власть большинства.
3. Гражданское общество - это сфера общественной жизни, в которой действуют негосударственные организации и объединения граждан, работающие на достижение общественных целей и защиту интересов граждан. Эти организации могут быть направлены на различные сферы деятельности, такие как правозащитные организации, экологические движения, благотворительные фонды и т.д.
Примеры деятельности организаций гражданского общества:
- Неправительственная организация, занимающаяся образованием молодежи и обеспечением доступа к образованию для всех;
- Ассоциация борьбы с коррупцией, проводящая аналитические и исследовательские работы по выявлению и борьбе с коррупцией.
4. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд в связи с тем, что демократические свободы требуют активного участия граждан в принятии решений и понимания их общих нужд. Властители или государство не могут полностью заменить участие и взаимодействие граждан в общих делах. Граждане, обладая разнообразными социальными статусами и интересами, формируют гражданское общество и участвуют в принятии решений в соответствии с общим благом, а не только для удовлетворения интересов отдельных групп или личных потребностей.
5. По мнению авторов, граждане могут влиять на власть через следующие два влияния:
- Организации по интересам и общественные движения могут лоббировать свои интересы и мобилизовывать граждан для защиты своих прав и интересов, а также воздействовать на принятие государственных решений.
- Выборы - регулярные выборы позволяют гражданам выбирать представителей, которые будут принимать решения от их имени.
Однако, согласно тексту, проблема возникает, когда законно избранное большинство ущемляет права некоторых меньшинств, например, культурных или этнических групп. В таких случаях успешные демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств, чтобы предотвратить возможное ущемление и дискриминацию.