Первое направление состоит в разработке и последующем осуществлении таких организационных и технических мероприятий, которые уменьшают вероятность проявления опасного поражающего потенциала современных технических систем. Последние должны быть оснащены защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты оборудования и техники, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т.д. Подготовка объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны, военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления. В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспертными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, при возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.Согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.95 г. № 444 (с изменениями от 24.06.96), утвержден Порядок подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой доклад, являющийся официальным правительственным документом, подготавливается в целях обеспечения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации соответствующей систематизированной аналитической информацией, а также определения путей защиты населения и территорий от ЧС и разработки мер, направленных на предупреждение, снижение масштабов последствий и ликвидацию ЧС.
2) Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий. Предупреждение ЧС основано на:мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающих факторов опасных природных и техногенных явлений;прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду. Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:- исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;- снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:- инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;- предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;- профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);- борьбы с терроризмом и преступностью.К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:- инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;- физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;- обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);- снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;- обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;- обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.
Подготовка объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны, военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления. В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспертными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, при возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.Согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.95 г. № 444 (с изменениями от 24.06.96), утвержден Порядок подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой доклад, являющийся официальным правительственным документом, подготавливается в целях обеспечения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации соответствующей систематизированной аналитической информацией, а также определения путей защиты населения и территорий от ЧС и разработки мер, направленных на предупреждение, снижение масштабов последствий и ликвидацию ЧС.
Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:- исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;- снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:- инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;- предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;- профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);- борьбы с терроризмом и преступностью.К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:- инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;- физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;- обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);- снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;- обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;- обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.