Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура все¬гда развертывается и существует только на основе приро-ды. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и от¬ношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окру¬жающему миру — теоретический и мифопоэтический. По¬следний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это бу¬дет теоретически вполне разумным, но не культурным от¬ношением. Культурный человек видит в природе не мертвую материю, не землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глу¬бокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним ут¬ром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, пти¬цы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существо¬вания; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь пре-красным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движу¬щийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Не¬бу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я с самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
По материалам энциклопедии для школьников
1. Выделите основные смысловые части текста. Оза¬главьте каждую из них (составьте план текста).
2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение тек¬ста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного ес¬тествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подхо¬дов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой- нибудь уголок вашего города, поселка У меня есть свое излюбленное местечко. Это бабушкин домик в деревне. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Каждые каникулы я стараюсь навестить бабушку, особенно летом. Мне нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу речки. Рядом щебечут птички, и кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и ты забываешь обо всех проблемах. Прекрасный вечер! Хорошая погода, садится солнце, и на небе появляется луна Тишина, только стрекочут кузнечики. Посмот¬ришь на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Бабушка говорит: это из-за того, что река близко.
Так же великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около печки. Тепло, а за окном сугробы намело, даже дверь на улицу открыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Выйдешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает. Дойдешь до хлева, а животные тянутся к тебе, как бы говоря о том, что и им тоже нужна ласка.
Я очень люблю бабушкин домашний скот, особенно мне нравятся кролики. Кролики - маленькие, нежные создания. Когда возьмешь их на руки, то их носики начинают так забавно двигаться, это говорит о том, что они принюхиваются к твоему запаху. Еще люблю бабушкиных лошадей. В деревне есть черный конь по кличке Цыган. Цыган - очень спесивый, ретивый конь. Я каталась на нем несколько раз. Лошади - очень умные создания. Когда я смотрю им в глаза, то мы мысленно общаемся.
Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Как хорошо дышится мне у нее в гостях. Мы уходим, умираем, а наша родина всегда живет. Приходят другие, и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.
О, как милы мне белоснежные хрупкие кувшинки. Когда мне плохо и я хочу забыться, я всегда иду к этому месту около реки. Мне кажется, что природа слушает и понимает меня. Она хороший слушатель. Она только поймет и не будет критиковать. За рекой через дорогу стоит величавый лес. Когда наступает вечер, лес покрывается розовой краской. Возникает ощущение, что все это я уже где-то видела, чувствовала этот приятный душе запах, но вот только где, не помню. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не Забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни
Здравствуй,дорогой друг! У каждого имеется своя родина. Наша с тобой- Вологда. Мы оба с рождения привязаны к своей малой родине. С Вологдой связано столько прекрасных воспоминаний! И каждый из нас любит этот город,родина - это место где душа человека будет жить вечно. Она очень важна для любого и не всегда имеет значение на сколько она велика, человека всеглда будет тянуть к этому месту.