Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная − биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы...
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Марков Б. В. «Философская антропология»
Задания
1. Задание
Какие две группы наук о человеке выделяет автор?
Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? (Назовите два положения).
2.Задание
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие».
Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.
3. Задание
Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру.
Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом?
Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
4. Задание
Автор называет философию в качестве примера гуманитарных наук.
Назовите не менее двух других гуманитарных наук.
Чем гуманитарные науки отличаются от общественных (социальных)?
Назовите не менее трёх общественных наук.
5. Задание
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного».
Приведите по одному примеру наличия в человеке этих двух проявлений – природного и разумного.
Текст гимна города Москвы
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Музыка песни И. Дунаевского «Моя Москва»
Музыкальная и оркестровая редакция Д. Атовмяна
Красная площадь, Московский метрополитен, Большой театр, Московский кремль