Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
Вопросы и задания:
1 Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2 Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных социокультурных норм и традиций»?
3 Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4 В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества?
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
5 Как общество может обезопасить человеконенавистнические идеи?
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. ответ пришлите в виде текста, например 1-А, 2-Б..
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. (4). (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): церковь, армия, брак, политика и т.п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус Е) Вертикальная Ж)Группа З) Стратификация И) Лифты
соблюдать дисциплину, учиться старательно и добросовестно, овладевая основами наук и навыками самообразования;
- не опаздывать в школу, не опаздывать на уроки, не пропускать занятия без уважительной причины.
В случае отсутствия ученика в школе более одного дня учащийся представляет классному руководителю медицинскую справку.
Учащиеся средней и старшей школы приходят в школу не позднее, чем за 10минут до начала занятий.
- являться на занятия в школьной форме (деловой стиль одежды). Цвет формы и модель утверждается родителями и учениками класса.
На уроки физкультуры и ритмической пластики учащиеся являются в спор¬тивной форме (темные спортивные брюки, белая футболка), являться на занятия в сменной обуви. В случае отсутствия сменной обуви ученики допускаются на занятия в «бахилах».
- во время урока быть внимательными. Нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать одноклассников разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.
- учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива школы;
- своевременно и точно выполнять распоряжения администрации, учительско¬го коллектива и технического персонала, проявляя уважение и почтительность;
- охранять имущество школы, содержать учебные помещения и места общего пользования в чистоте и порядке;
- нести ответственность за порчу школьного имущества и учебных пособий. В случае порчи школьного имущества учащийся (или члены его семьи) восстанавливают (ремонтируют) испорченное из личных средств.
- участвовать в дежурстве по школе и в столовой. Ученики дежурного класса приходят на дежурство не позднее, чем за 20 минут до начала занятий. Дежурные по столовой следят за порядком; следят, чтобы учащиеся убирали после еды; контролируют вход учащихся строго в соответствии с графиком посещения столовой.
- подчиняться требованиям дежурных учащихся и дежурных педагогов;
- доброжелательно относиться к младшим им, когда нужна
- не нарушать общественный порядок в школе, достойно вести себя;
- соблюдать правила входа на территорию школы, правила выхода из школы, предъявляя « ключ» на вахте.
Трудно достичь соглашения о том, что значит быть вежливым по отношению к другим. Кто-то считает, что смеяться очень громко нормально, а кто-то считает это недопустимым.
Но я сформулирую правила поведения в общественных местах так:
• когда вы находитесь в общественном месте, имейте в виду, что, хотя вы можете быть взволнованы и хотите высказать свое волнение, другие люди вокруг вас, возможно, не хотят слышать то, что вы должны сказать. Держите свои комментарии на низком уровне громкости и обращайтесь только к человеку или лицам, с которыми вы находитесь, чтобы не беспокоить никого другого.
• Следите за чистотой одежды и рта, потому что неприятный запах может мешать другим людям.
• Одевайтесь так, чтобы это соответствовало тому месту, куда вы идете.
• Когда вы находитесь там, где есть много людей в пределах выстрела в ухо и глаз, помните о своем вербальном и невербальном. Не употребляйте бранных слов, которые могут обидеть других людей, не спорьте публично.
• Если хочется чихнуть или кашлять, то лучше закрыть рот.
• Не занимайте много места, соблюдайте личное пространство, не нужно стоять слишком близко к другим, если это возможно.
Люди нарушают правила поведения в общественных местах, потому что они не уважают себя и других, они не думают о других, о другой стороне и ее комфорте.